Может ли сельское поселение передать муниципальному району на основании заключенного соглашения только часть полномочий? На какие требования и условия следует обратить внимание при заключении таких полномочий?

Тип: статья

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 142.5 БК РФ на этот счет закрепляет положение о том, что в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений.

Смотреть

дополнительно!

Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, разработанные Министерством финансов Российской Федерации от 29.11.2019 года

Указанные соглашения:

1.Заключаются на определенный срок.

2.Должны содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного,

3.Должны закреплять порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

4.Должны предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Следует обратить внимание на некоторые требования к таким соглашениям и условия правомерности их заключения:

  1. Передаваться могут лишь отдельные полномочия по вопросам местного значения.

Из этого следует, что:

Первое– передаваться могут лишь отдельные полномочия, но не вопросы местного значения.

Второе– передаваться может только часть полномочий, а не весь объем полномочий по решению вопросов местного значения поселений или муниципальных районов.

Иных ограничений по кругу и объему полномочий, подлежащих передаче по соглашениям, Федеральный закон №131–ФЗ прямо не устанавливает.

В ряде федеральных законов можно встретить положения, которые предусматривают возможность передачи на уровень муниципальных районов полномочий органов местного самоуправления поселений.

К примеру, согласно части 2 статьи 173 Бюджетного кодекса Р.Ф., прогноз социально-экономического развития городского, сельского поселения (внутригородского района) может разрабатываться местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии с соглашением между местной администрацией городского, сельского поселения (внутригородского района) и местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением), за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.

Исключение в отношении ограничений по передаче полномочий на основе указанных соглашений в настоящее время установлено статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с которой Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

  1. Передаче подлежат полномочия органов местного самоуправления лишь по решению вопросов местного значения.

Следовательно, права органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, установленные статьями 14.1, 15.1 Федерального закона № 131–ФЗ  не могут передаваться органами местного самоуправления муниципального района и поселений друг другу на основе соглашений.

Не допускается также передача на основе соглашений делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий, в том числе закрепленных за органами местного самоуправления с некоторыми отступлениями от установленного порядка делегирования. Примером может служить положения части 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137–ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», регулирующие распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.

  1. Соглашениями не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления муниципального района в отношении межселенных территорий каким-либо отдельным поселениям в составе такого района.
  2. Передача полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений в ином порядке, чем заключение соответствующих соглашений, недопустима, как недопустимо и какое-либо понуждение к заключению таких соглашений.
  3. Передача полномочий в обязательном порядке сопровождается предоставлением межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования, передающего соответствующие полномочия. При этом порядок определения ежегодного объема таких межбюджетных трансфертов должен быть определен в самом соглашении.

Законодательство Российской Федерации, включая бюджетное, не устанавливает каких-либо дополнительных правил и требований к размеру, нормативам, порядку исчисления указанных трансфертов, соответственно, решение этого вопроса осуществляется в свободном договорном порядке.

Статьей 15 Федерального закона № 131–ФЗ установлено правило о том, что порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Данный порядок обязателен только для органов местного самоуправления муниципального образования (поселения или муниципального района), в котором принят соответствующий муниципальный нормативный правовой акт.

Необходимо учитывать, что реализация ряда полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения предполагает принятие определенных муниципальных нормативных правовых актов (например, утверждение правил благоустройства территории поселения, утверждение правил землепользования и застройки). В случае передачи в целом таких полномочий, например, от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципального района путем заключения соответствующих соглашений принятие муниципальных нормативных правовых актов по ним должно осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов.

Статья 15 Федерального закона № 131–ФЗ содержит требование об установлении в соглашениях финансовых санкций за их неисполнение.

По мнению ряда ученых[1] понятие "финансовые санкции" не имеет строгого смысла в действующем законодательстве, им могут охватываться различные виды денежных взысканий - в рамках уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, бюджетной ответственности. Утверждение финансовых санкций как мер уголовной или административной ответственности исключено в силу того, что данные вопросы находятся вне сферы муниципально-правового регулирования. Установление финансовых санкций как мер гражданско-правовой ответственности межмуниципальными соглашениями также невозможно, поскольку данные соглашения носят публично-правовой, а не гражданско-правовой характер и положения гражданского законодательства о пенях, штрафах и т.п. к ним неприменимы. Отношения по поводу предоставления субвенций являются бюджетными, соответственно, штрафы и пени за нарушения, связанные с их предоставлением, относятся к мерам финансовой, а не гражданско-правовой ответственности. Поэтому такие штрафы, равно как и основания и порядок их применения, должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством, а последнее не позволяет органам местного самоуправления регулировать данные вопросы. Таким образом, утверждение финансовых санкций за нарушение условий соглашений о передаче полномочий в настоящее время может выражаться, по существу, лишь в воспроизведении положений бюджетного законодательства о бюджетных нарушениях и мерах принуждения, применяемых за их совершение (гл. 30 БК РФ), установление каких-либо дополнительных пеней, штрафов и тому подобных взысканий в указанных соглашениях неправомерно.

 


[1] Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / И.В. Бабичев, В.В. Волков, А.В. Мадьярова и др.; под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015. 672 с.

С.Образцова-юрист СМО Хабаровского края, по материалам законодательных актов и иной информации, содержащейся в информационно– справочной системе Консультант Плюс