Фонд «Институт экономики города». Институт провел мониторинг реализации полномочий регионов по отказу от публичных слушаний и общественных обсуждений при реализации градостроительной политики

Тип: статья

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в связи с необходимостью упорядочения ситуации с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, а также по проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов.

Данная необходимость, по мнению авторов законопроекта, связана с нормативным правовым положением, содержащимся в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. № 58 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрено право установить нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации[2], высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации случаи утверждения указанных актов, в том числе внесения в них изменений, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, наряду со случаями, уже предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности.

Авторы законопроекта полагают, что в результате принятия данного положения в сфере градостроительного регулирования сложилась ситуация, при которой ряд субъектов Российской Федерации уже отменили указанные публичные слушания и общественные обсуждения, что противоречит указанному в пункте 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) принципу участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении свободы такого участия, ведет к нарушению прав и законных интересов граждан России, может привести к возникновению социальной напряженности на почве градостроительных конфликтов.

Фонд "Институт экономики города" всегда поддерживал необходимость проведения публичных слушаний или общественных обсуждений документов в сфере градостроительной деятельности, в том числе в целях предотвращения возникновения градостроительных конфликтов[3], и разделяет озабоченность авторов законопроекта.

В данной аналитической справке представлены результаты мониторинга региональных нормативных правовых актов, отменяющих требование о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов. Мониторинг проведен в конце июля 2023 г.

Аналитическая справка о реализации субъектами Российской Федерации права установления случаев утверждения проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, проектов межевания территории, проектов, предусматривающих внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний

 

[1] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/401118-8 (дата обращения: 19.07.2023).

[2] На момент подготовки настоящего материала (конец июля 2023 г.) соответствующие акты Правительства Российской Федерации не были приняты.

[3] См., например, Методические рекомендации по комплексному развитию территорий жилой застройки. URL: https://фрт.рф/subektam-rf/kompleksnoe-razvitie-territoriy/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii-po-kompleksnomu-razvitiyu-territoriy-zhiloy-zastroyki/ (дата обращения: 27.07.2023).

Официальный сайт Фонда «Институт экономики города»