Единое окно
В России появились государственные соседские чаты — Минстрой и Минцифры запускают их на платформе «VK Мессенджера». Они интегрированы в приложение «Госуслуги.Дом», которое должно стать единым окном для решения вопросов жителей, сообщили «Известиям» в Минстрое. Пилотный проект домовых чатов уже доступен собственникам квартир, в частности в Архангельской, Калужской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Челябинской областях, Санкт-Петербурге и ХМАО.
— Чаты предоставляют удобную и оперативную возможность жителям многоквартирных домов решать бытовые вопросы и организовывать взаимодействие в сфере ЖКХ, — сказали в Минстрое. — В них жители могут обсуждать любые вопросы, касающиеся дома, предлагать идеи по его улучшению, проводить опросы для формирования общей позиции.
В Минцифры подтвердили эту информацию. Там добавили, что в чат многоквартирного дома, интегрированный в приложение «Госуслуги.Дом», «может попасть только проверенный собственник квартиры».
— «ВКонтакте» предоставляет открытую платформу на базе «VK Мессенджера», где организации могут объединять своих пользователей, клиентов, партнеров для выстраивания быстрых и эффективных коммуникаций, — сказали «Известиям» в пресс-службе «ВКонтакте». — Мы приветствуем развитие взаимодействия в отраслевых и тематических сообществах, в том числе в сфере ЖКХ.
Мобильное приложение «Госуслуги.Дом», где появились соседские чаты, интегрировано с Государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), отметили в Минстрое.
— Функционал приложения дорабатывается и обновляется. Например, за последние два месяца доработаны сценарии оплаты услуг ЖКХ и алгоритм подачи заявок в управляющую организацию, — рассказали в ведомстве.
Приложение «Госуслуги.Дом» помогает решить любые вопросы ЖКХ в одном месте, отметили и в Минцифры. Там можно не только передать показания счетчиков и оплатить квитанцию за жилищно-коммунальные услуги, но и узнать о сроках проведения капитального ремонта, принять участие в общедомовом собрании онлайн и связаться с управляющей компанией, рассказали в ведомстве.
Своя платформа
В настоящее время жители многоквартирных домов создают чаты на базе иностранных мессенджеров, рассказал аналитик «Народного фронта» Павел Склянчук. Но в них, во-первых, нельзя гарантировать безопасность персональных данных. Во-вторых, чаты могут использовать для распространения ложной информации. В-третьих, переписка с представителями управляющих компаний (УК) не имеет юридического статуса.
— Решить все эти проблемы могут помочь государственные соседские чаты. Их легализация и интеграция с ГИС ЖКХ и «Госуслугами» позволит вести общение с УК полностью через смартфон, что очень удобно, — добавил Павел Склянчук.
По словам члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Колунова, «Госуслуги.Дом» и интегрированные в него соседские чаты — это полезный инструмент, он соответствует «духу времени». Особенно важно, что доступ к чатам получат лишь те пользователи, которые подтвердили адрес своего проживания. Отсутствие посторонних лиц повысит безопасность граждан, уверен депутат.
— Речь идет о цифровизации, направленной на повышение комфорта и безопасности жителей, — сказал он. — Единое окно позволит получать всю информацию по дому быстро и в одном приложении. Оно объединит в себе пользу всех ныне существующих приложений: позволит подавать заявки о неполадках в квартире, подъезде, доме и на придомовой территории, передавать показания счетчиков, оплачивать квитанции за ЖКУ и многое другое.
Как отметил член Общественного совета при Минстрое Александр Евсеев, единое окно в виде приложения «Госуслуги.Дом» снимет вопрос, каким сервисом пользоваться для передачи показаний счетчиков, каким для обращения с заявкой в управляющую компанию. Сегодня число таких сервисов может доходить до пяти–шести — это сильно путает потребителей, пояснил он.
Девелоперам легко
Перевести соседское общение из разных мессенджеров на единую площадку — рационально, считает заместитель генерального директора УК «Аструм-Москва» девелоперской группы компаний «Гранель» Валентина Тугушева. Единое окно, куда жители смогут обращаться с вопросами и получать решение всех возникающих проблем, будет удобно всем участникам процесса, пояснила она.
— Сейчас много чатов в различных мессенджерах и соцсетях, что создает трудности для отслеживания возникающих проблем и оперативного решения вопросов. И у жителей будет четкое понимание, куда обращаться,— сказала Валентина Тугушева.
По ее словам, сегодня застройщики ведут коммуникацию с дольщиками и жителями в своих официальных соцсетях. Девелопер легко сможет продолжить общение и на новой платформе, подчеркнула она.
Сейчас люди нередко жалуются не в организацию, отвечающую за решение той или иной проблемы, а предпочитают ограничиться тем, чтобы обсудить ее в соседском чате, отметил директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.
— Хорошо, если в госчате будут представители управляющей компании или застройщика, которые смогут зафиксировать заявку и отработать ее, ведь она может касаться безопасности проживания людей, — считает он.
Логично будет интегрировать уже существующие соседские чаты с «Госудсуги.Дом», это не вызовет отрицания, полагает Сергей Зайцев.
Чаты хорошо зарекомендовали себя в решении вопросов при общении власти с гражданами, добавил руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое РФ Рифат Гарипов. Это современный способ оперативно сообщить о проблемах на уровень принятия решений, минуя бюрократическую цепочку доставки запросов, пояснил он.