БРИКС. Аналитический отчет о развитии городов объединения представили на ВЭФ-2023

Тип: статья

Сопоставление городов производилось по трем разделам и соответствующим им направлениям развития: экономическое развитие, транспортное развитие и качество жизни. В каждом разделе были выделены характерные особенности и ключевые кейсы, реализуемые в рамках городского развития.

Социально-экономическое развитие городов определяет потенциал роста городов и перспективные направления развития. В рамках исследования были рассмотрены численность и структура населения, валовый городской продукт, объем и структура городских бюджетов, перспективные направления инвестиционной деятельности и основные особенности занятости населения. Наиболее востребованными направлениями экономического роста для развитых городов является промышленность, электроника и сектор ИКТ. Инвестиции в перспективных городах преимущественно сфокусированы на третичном секторе экономики, также активно привлекаются инвестиции для отдельных муниципальных проектов городского развития.

Политика транспортного развития ориентирована на формирование эффективного транспортного каркаса с учетом сложившейся городской застройки, растущей плотности населения и перспектив экономического развития региона. Одной из ключевых проблем развитых городов является высокий трафик. Лидером по загруженности дорожно-транспортной сети является Дели, высокий уровень пробок также отмечается в Москве и Сан-Паулу. В качестве эффективных мер по снижению уровня загруженности предлагается оптимизация парковочных пространств, совершенствование правил дорожного движения и строительство новых транспортных магистралей. Повышение доступности общественного транспорта уменьшает количество пробок, а также повышает мобильность населения и снижает объем загрязнений воздуха. Города Индии — Дели и Калькутта — обладают наиболее финансово доступным общественным транспортом, однако это оказывает влияние на качество сервиса. Развитие систем общественного транспорта также оказывает положительное влияние на повышение транспортной безопасности города. Самым низким числом ДТП и самой низкой смертностью на дорогах характеризуются Сан-Паулу и Владивосток.

Качество и комфортность среды проживания определяют конкурентоспособность городов. Во время исследования было рассмотрено четыре важных аспекта качества городской жизни: жилье, образование, здоровье и экология. Помимо анализа статистических показателей были проведены собственные расчеты, позволяющие глубже изучить рассматриваемые аспекты в пространстве. Для рассматриваемых городов были фактически впервые рассчитаны следующие показатели: доля застроенных территорий, зоны доступности объектов образования и здравоохранения, острова тепла и индекс NDVI, рассчитываемые с помощью спутниковых снимков.

— Обеспечение эффективного сотрудничества зависит от объективной оценки состояния всех городских систем. Для совместной работы в области городского развития необходимы сбор и обработка актуальных данных по единой методике. Статистические и пространственные данные наших стран и городов агрегируются и хранятся по-разному, что может существенно осложнять анализ и внедрение новых городских политик. Соответственно, создание единого подхода к сбору и обработке данных для всех стран и городов БРИКС могло бы способствовать продуктивному партнерству в области урбанистики, — отмечается в аналитическом отчете.

Ознакомиться с полным аналитическим отчетом можно по ссылке.

Сетевое издание «НГС.НОВОСТИ»