«Транспорт в России». Платные парковки: какому городу они нужны?

Тип: статья

Зачем городу платные парковки

Рейтинги городов мира с самыми большими пробками делают две различные компании — нидерландская TomTom и американская INRIX. Они оценивают дорожное движение по разным методикам.

По данным TomTom, в 2022 году первое место в списке самых загруженных городов мира заняла столица Великобритании. Лондон (Великобритания) стал самым медленным городом для езды. В час пик средняя скорость в центре Лондона составляла всего 14 км в час. На втором месте оказался Бангалор (Индия). Это третий по численности населения город в Индии (после Мумбая и Дели), с населением более 9 млн человек. В час пик средняя скорость в центре Бангалора составляла 18 км в час. Третье место занял Дублин. В столице Ирландии, где проживают чуть больше 550 тысяч человек, похоже, большие проблемы с организацией дорожного движения. Чтобы проехать по городу 10 км, дублинцам требуется около 28 мин 30 сек, а скорость 17 км/ч.

По данным компании INRIX за 2022 год, города ранжированы по количеству часов, которое человек в среднем проводит в пробке. В тройку городов мира с худшими пробками попали Лондон (156 часов в пробках), Чикаго (155 часов), Париж (138 часов).

В 2022 году TomTom не составлял рейтинг по российским городам. Но последние данные из TomTom traffic index по итогам 2021 года показывают актуальность проблемы и для России. Первое место занимает Москва (агломерация) — 140 часов в пробках. На втором месте — Санкт-Петербург: 115 часов в пробках за год. Замыкает тройку отечественных лидеров Новосибирск со 110 часами пробок в год.

Одним из вариантов решения проблемы автомобильных пробок является цифровизация городской транспортной системы и введение платных парковок. С точки зрения города платная парковка — это часть инструментария для пересадки людей из машин на общественный транспорт, уменьшения числа пробок, улучшения экологии, сбережения здоровья жителей и повышения доступности городской инфраструктуры.

В узком смысле задача платной парковки — урегулировать спрос и предложение: если мест мало, а желающих много — вводят плату и отсекают часть желающих. Платность позволяет сократить спрос в часы пик или на постоянной основе. Один припаркованный автомобиль занимает от 11 до 16,5 квадратных метров, при этом зачастую автомобиль стоит на одном месте 8 часов.

Парковочные реформы и жизнь города: есть ли взаимосвязь? 

Практика использования платных парковок существует почти век и эффективно решает проблемы, о чем написано в книге Дональда Шупа «Высокая стоимость бесплатной парковки». Шуп, научный сотрудник по градостроительству Калифорнийского университета и выдающийся эксперт в области парковок, посвятил больше 40 лет этой теме. В своем труде «Парковка и город» он собрал все современные исследования часто невидимых эффектов и рассказал, как можно ими управлять. На конкретных примерах из реального мира и исследовательских проектах Шуп выводит 3 основные рекомендации для городов:

  • убрать из градостроительных кодексов обязательство застройщиков обеспечить внеуличные парковочные места;
  • взимать разумную плату за парковку в течение дня;
  • тратить собранные на парковке средства на заметные улучшения улиц с платной парковкой.

Автор в своих исследованиях показывает прямую связь между парковкой и всяческими городскими проблемами: пробками, загрязнением, доступностью, беспорядком. Сами по себе парковочные реформы никому не нужны.

Мировой опыт показывает, что платные парковки вводились как в городах-миллионниках, так и в средних региональных центрах. К примеру, в Сингапуре, Лондоне, Милане, Париже и Санкт-Петербурге ввели платность для разгрузки транспортных артерий в центральных районах, в Таллине, Цюрихе и Минске — для улучшения экологической ситуации, а в Стокгольме и Копенгагене — для развития велосипедного транспорта. 

Согласно проведённому в 2022 году исследованию компании «Дорнадзор», платные парковки действовали в 20 городах России и у 43 городов были планы по запуску. Из них двадцать городов имели планы по запуску в ближайшие пять лет — это Астрахань, Балашиха, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Калининград, Кемерово, Липецк, Оренбург, Пенза, Самара, Саратов, Симферополь, Сочи, Томск, Уфа, Челябинск, Ярославль.

 

Как организовать городскую платную парковку

Ввести платную парковку в городе можно на основе концессионного соглашения, заключаемого между городом и инвестором. Концессия — форма партнёрства, в ходе которого привлекают частный бизнес для повышения эффективности использования государственной собственности или улучшения качества услуг, оказываемых государством.

Государство может отдавать в эксплуатацию бизнесу практически любое имущество. Это могут быть социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Инвестор обязуется построить или реконструировать государственный объект, инвестировав в него средства, за что получает право пользоваться им и извлекать прибыль. Имущество при этом остаётся в государственной собственности.

В случае с парковками, по условиям такого соглашения инвестор обязуется организовать необходимое количество платных парковочных мест на дорогах. Для этого разрабатывается схема организации дорожного движения в зоне платных городских парковок, внедряется специальное ПО для администрирования парковочного пространства и контроля нарушений парковки, устанавливается специальное оборудование и соответствующие дорожные знаки, наносится специальная разметка.

 

Меньше пробок, выше безопасность и чище воздух 

Платные парковки помогут сократить пробки. По данным исследования IBM Global Parking Survey, более 30% трафика в городе вызвано водителями, ищущими место для парковки. При введении платности снизится количество ДТП — почти 40% от всех ДТП происходят при въезде на парковку или при выезде с неё, согласно исследованию Allianz и Continental. Общественный транспорт и спецслужбы поедут быстрее. Воздух в центре станет чище. Результаты отчёта Лондонского паркинга показали, что с 2018 по 2019 средний углеродный след за парковочное место постепенно снижался с 119 кг углекислого газа до 93 кг. 

В целом, сегодня нет единого и всестороннего подхода к оценке платных парковок как в городах России, так и мира. Большинство существующих рейтингов анализирует только стоимость парковочного пространства. В качестве примера можно привести составленный в 2022 году рейтинг компании «Дорнадзор», демонстрирующий уровень развития платных парковок России.

Рейтинг основан на факторах доступности парковок, их стоимости, удобстве и влиянии на городскую среду. Вполне ожидаемо список возглавляет Москва. В тройку лидеров вошли Краснодар и Белгород.

Подводя итоги, можно констатировать, что платные парковки помогают современному мегаполису справляться с основными дорожно-транспортными проблемами. Благодаря им исчезает проблема «хаотичных парковок», создаются все условия для комфортного передвижения по городу как для автомобилистов и общественного транспорта, так и для пешеходов. Чем корректнее будет сформирован проект создания парковочного пространства на старте, тем больший эффект получит в итоге город и его жители.

Интернет-издание TR.ru (Транспорт в России)