Мазня на стенах - бич как мегаполисов, так и небольших городов. В октябре Рыбинск (Ярославская область) пережил всплеск граффити-вандализма: 5 и 18 октябре на фасадах в общей сложности более полусотни домов появилась информация о нелегальном интернет-ресурсе, обещающем огромный заработок. Авторов рисунков - юнцов от 16 до 22 лет - полицейские задержали быстро. В отношении них возбуждены уголовные дела по статье о вандализме. Материальный ущерб от второй вылазки еще оценивается, но по первой специалисты уже свое слово сказали: это примерно семь миллионов рублей, поскольку пострадало много зданий-памятников.
"В ближайшее время собственники объектов подадут гражданские иски с требованием возместить весь причиненный ущерб, - сообщила зампредседателя правительства Ярославской области Татьяна Потемкина. - Исходя из судебной практики, к ущербу относят стоимость покраски фасада всего здания, а не отдельной его поврежденной части. В случаях же, когда граффити нанесено на объект культурного наследия, к стоимости покраски фасада добавляется стоимость изготовления проекта на работы по сохранению здания-памятника и проведения историко-культурной экспертизы".
В городах страны ежегодно тратят сотни тысяч рублей рублей на то, чтобы свести краску со стен домов. Решить проблему пытаются по-разному. Так, мэрия Самары приняла новые правила нанесения рисунков и надписей на здания - теперь, прежде чем взять в руки баллончик, уличные художники должны согласовать эскиз будущего полотна в спецкомиссии при управлении главного архитектора города. А в Перми сейчас разрабатывается порядок выплаты денежного вознаграждения за сообщения о художниках-хулиганах, нормативный акт планируют подготовить уже этой осенью. Добропорядочному горожанину нужно будет зафиксировать нанесение рисунка, а потом передать снимок в полицию. Предполагается, что премия составит 15 тысяч рублей. Тем временем в Свердловской области в прошлом году за размалевывание стен увеличили штраф с трех до пяти тысяч рублей. Как считает депутат регионального Законодательного собрания Тарас Исаков, теперь нужно действовать созидательно - давать художникам больше пространств, которые можно преобразить.
Практика показала, что в городах, где с граффити-художниками нашли общий язык, получили запоминающиеся арт-объекты, на фоне которых с удовольствием фотографируются туристы. Например, в Ставрополе есть несколько бетонных заборов, на которых можно рисовать законно. Граффити периодически обновляются, чаще всего это серьезные работы, требующие много времени на обдумывание идеи и реализацию. А несколько лет назад во время фестиваля "Культурный код" преобразились фасады десятка многоэтажных домов в ставропольском городе Солнечнодольске. Художники из 20 стран нанесли на них муралы (масштабные картины). Теперь Солнечнодольск стал отдельным туристическим направлением. В Екатеринбурге с 2010 года проходит международный фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA. Недавно в коллаборации с этим проектом студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург нарисовали на Олимпийской набережной города портреты местных жителей. А в Краснодаре изображения котов и собак украшают стены приюта для животных "Краснодог". Это привлекает внимание к проблеме безнадзорных животных, и возможно помогает кому-то принять решение забрать питомца домой.
"Попытка жесткого запрета граффити или другого уличного искусства будет приводить к обратному эффекту. Художники станут уходить в андеграунд, а незаконное рисование станет престижным, - считает член Общественной палаты РФ, создатель Всероссийского общественного движения "Улицы России" Валентин Работенко. - Лучше сделать так, чтобы ребятам было удобно и комфортно. Например, реализовать с "Яндекс Картами", 2ГИСом или другими подобными сервисами проект, с помощью которого художник сможет быстро подать заявку на создание рисунка на разрешенных стенах. Нажал на карте дом, приложил скетч граффити на бумаге, рассказал параметры и через сутки получил ответ от администрации. В этом приложении художник будет видеть, на каких стенах рисовать нельзя, так как это памятники архитектуры или административные здания. И тогда больше ребят захотят работать легально, а не по ночам, убегая от полиции".
Мнения
Ирина Мальцева, кандидат технических наук, доцент кафедры "Архитектура" УрФУ:
- Двумя руками за поднятие таких штрафов. Нужно понимать, что мы боремся не с профессиональными художниками, а с безобразными надписями, которые появляются поверх свежевыкрашенной стены, с зашифрованными знаками и подписями. Нужно заниматься профилактикой этой проблемы в школах. В некоторых образовательных учреждениях стараются пристально следить, какие у кого пристрастия. И если вдоль улицы наблюдаются одни и те же каракули, то часто удается вычислить юного художника: он оставляет одинаковые надписи в тетради, на парте и на заборе. Считаю, что исправить ситуацию можно комплексно - вводить высокие штрафы и параллельно проводить мероприятия для ребят, начиная со школы.
Никита Харисов, директор паблик-арт программы "ЧО":
- К сожалению, фестивали проблему вандализма решить не могут. Это вопрос культуры и отношения к общественным пространствам. Мы в рамках программы "ЧО" даем возможность создавать арт-объекты подросткам и студентам вместе с профессиональными художниками. Такие проекты помогают направить энергию детей и подростков в позитивное русло. Важный аспект - связь с родным местом, восприятие окружающей среды. Вандализма практически нет там, где общественные пространства новые и современные. А в районах со сломанными детскими площадками, ямами, заброшенными дворами, "бомбят" гораздо чаще. И высокие штрафы не отвадят бомберов, а еще больше придадут им азарта.