Шум передвигающегося автотранспорта в городской среде обычно достигает 100 дБ (децибел) при комфортном значении для человека около 45 дБ. Звуки прохождения газов через выхлопные трубы и рев двигателя являются основными составляющими такого уровня громкости. Это происходит из-за повсеместного использования двигателя внутреннего сгорания, вследствие чего в городской черте мегаполиса возникает шумовое загрязнение, рассказали специалисты Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ).
Особенно оно заметно в ночные и утренние часы, на которые приходится время работы коммунальной техники. Зачастую целый дом может проснуться из-за грохота мусоровоза, приехавшего опустошить баки во дворе. Поскольку маневрировать такой грузовой машине во дворе довольно затруднительно, автомобилю приходится находиться в нем достаточно долго, пояснили ученые.
Как рассказали специалисты ЮУрГУ, эту проблему можно решить, если убрать основной источник звука перемещения мусоровоза: заменить двигатель внутреннего сгорания на более современный бесшумный вид источника энергии – аккумулятор.
Ученые ЮУрГУ предложили создать гибридный автомобиль, который может перемещаться как с использованием энергии сгорающего топлива, так и на электротяге.
Конструкторы пояснили, что "гибридность" автомобиля нужна, для того чтобы бесшумно передвигаться в городской черте, а при переезде между населенными пунктами развивать более высокую скорость, используя двигатель внутреннего сгорания.
"Максимальная скорость нашей машины – до 90 км/ч, она достигается при использовании обычного двигателя. Наибольшая скорость на аккумуляторе достигает 60 км/ч, в большей нет необходимости, поскольку электротяга будет использоваться именно для перемещения по дворам", – рассказал директор научно-исследовательского института опытного машиностроения ЮУрГУ Рамиль Закиров.
Исследователь подчеркнул, что гибридный мусоровоз на шасси автомобиля "Урал" является полностью отечественной разработкой. Его грузоподъемность не уступает существующим автомобилям для вывоза мусора, и он приспособлен для работы со стандартными дворовыми баками.
По предварительным оценкам, представленный образец сможет преодолевать на электрической тяге дистанции большие, нежели существующие российские аналоги. Это обусловлено оригинальной разработкой накопителя заряда с высокой емкостью на базе ЮУрГУ и предприятий-партнеров.
В среднем дистанция, проходимая мусоровозом за один рейс, составляет около 100–150 км на малой скорости, что осложняет задачу выбора подходящего накопителя энергии. Поэтому в рамках сотрудничества с предприятиями ученые ЮУрГУ разработали полностью отечественный аккумулятор, который уже установлен в автомобиле-прототипе. А стандартный двигатель внутреннего сгорания и емкость встроенного топливного бака позволяют отвозить отходы даже на самые отдаленные полигоны и заводы по переработке.
"Сейчас мы приступили к конструкторским испытаниям нашего прототипа: он уже смог преодолеть расстояние от Златоуста до Миасса и обратно без подзарядки, а это около 100 км, что уже достаточно для одного рейса", – сообщил Закиров.
Он подчеркнул, что использование электрического двигателя также снижает нагрузку на городскую экологическую обстановку из-за отсутствия выхлопных газов, содержащих оксиды углерода и экотоксиканты (например, фенолы, бензопирены, оксиды серы и альдегиды), что важно для решения проблемы декарбонизации.
В перспективе разработчики планируют увеличить расстояние, проходимое гибридным мусоровозом без подзарядки. Также в планах постановка автомобилей на серийное производство и обеспечение нужд как мегаполисов, так и городских агломераций и сельских населенных пунктов.
На сегодняшний день продолжаются полевые испытания первого собранного автомобиля для установления его возможностей и конструкционной доработки.
Исследователь подчеркнул, что гибридный мусоровоз на шасси автомобиля "Урал" является полностью отечественной разработкой.
По предварительным оценкам, представленный образец сможет преодолевать на электрической тяге дистанции большие, нежели существующие российские аналоги. Это обусловлено оригинальной разработкой накопителя заряда с высокой емкостью на базе ЮУрГУ и предприятий-партнеров.
"Сейчас мы приступили к конструкторским испытаниям нашего прототипа: он уже смог преодолеть расстояние от Златоуста до Миасса и обратно без подзарядки, а это около 100 километров", — сообщил Закиров.
В перспективе разработчики планируют увеличить расстояние, проходимое гибридным мусоровозом без подзарядки.