«Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 26.1 установил требования к содержанию инициативного проекта, процедурам его предварительного обсуждения, внесения в местную администрацию, рассмотрения местной администрацией, а также перечень оснований отказа в поддержке инициативного проекта. Федеральный закон также определил особенности финансового и иного обеспечения реализации инициативных проектов. В частности источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования. Федеральным законом предусмотрено, что реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
Под инициативным проектированием понимается форма соучастия граждан в развитии территории посредством внесения в установленном порядке в местную администрацию проекта или проектной инициативы (предложения) в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования в целом или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
Достаточно длительное время в муниципальном управлении применяется термин "инициативное бюджетирование" как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов. В этой связи инициативное проектирование можно рассматривать как одну из форм инициативного бюджетирования.
Термин "инициативное проектирование" также тесно связан с ранее используемым термином "соучаствующее проектирование". Соучаствующее проектирование – это вовлечение населения в разработку и реализацию инициативных проектов (от лат. participatio – участие, англ. participation – причастность). Это процесс проектирования и планирования с привлечением населения, представителей административных структур, бизнес-сообществ, инвесторов и заинтересованных в проекте лиц, для выявления реально существующих проблем и потребностей. Благодаря соучаствующему проектированию осуществляется вовлечение населения в обсуждение и принятие решений о будущем общественных пространств. Соучаствующее проектирование является одним из механизмов вовлечения населения в решение вопросов местного значения в инициативных проектах.
Современные инициативные проекты направлены на создание и модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения; автомобильных дорог и сопутствующих сооружений; объектов уличного освещения; объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; объектов для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания; объектов культурного наследия (памятники, музеи); игровых площадок; мест массового отдыха населения и объектов благоустройства; мест захоронения; объектов сбора твердых бытовых отходов, ЖКХ (ремонт фасадов и кровли); реализацию крупных инфраструктурных проектов: мосты, плотины, благоустройство водоемов; приобретение оборудования, техники и транспорта;
Большую роль играют инициативные проекты в социальной сфере: в сфере образования, культуры, библиотечного обслуживания, физической культуры и массового спорта. Особое значение здесь имеют инициативные проекты, направленные на поддержку уязвимых социальных групп граждан, инклюзивные проекты (например, доступность и безбарьерность среды: от обустройства пандусов до инклюзивных площадок отдыха, общения, творчества и т.п.).
Все большую популярность приобретают событийные инициативные проекты, направленные на организацию и проведение праздников и фестивалей. Не теряют своей актуальности и экологические проекты, направленные на раздельный сбор мусора, очистку и озеленение территории.
В настоящее время необходимы инициативные проекты, направленные на развитие информационных ресурсов: социальных сетей, сайтов, приложений, интерактивных платформ для коммуникации и взаимодействия.
Внесенные законодательные изменения позволили обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путем разработки проектов, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований – от благоустройства парков, строительства детских площадок до ремонта сельских домов культуры и фельдшерско-акушерских пунктов. Современный институт инициативного проектирования становится одной из перспективных форм вовлечения населения в осуществление местного самоуправления и эффективной формой взаимодействия местной власти с местным сообществом», – отмечает эксперт.