Конкуренция за людей и бизнес
Тон заседанию задал помощник президента Игорь Левитин, который выступал по видеосвязи. Он отметил, что благодаря переориентации торговых связей города Урала, Сибири и Дальнего Востока получили новый импульс к развитию. Но главным в его докладе стал именно вопрос о полномочиях и ответственности муниципальных чиновников.
«Для людей главное, чтобы их вопросы своевременно решались. Не имеет значения, какой уровень власти отвечает за тот или иной вопрос, но, конечно, местное самоуправление ближе всего к людям. Когда они сталкиваются с насущными проблемами, они обращаются в органы местного самоуправления. Качество работы местной власти в конкретном населенном пункте напрямую влияет на желание человека жить в нем, работать, воспитывать детей», – предупредил Левитин.
Замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков заявил, что именно муниципальная власть играет ключевую роль в конкуренции городов за людей и бизнес. Городские чиновники не только выделяют земельные участки и выдают разрешения на строительство: они принимают документы территориального планирования, которые из бюрократической нагрузки превращаются в реальный инструмент развития.
«Инвестор всегда будет выбирать ту локацию, где он понимает планы развития инфраструктуры, понимает, что ему могут предложить с точки зрения инженерных сетей, транспортной доступности и кадров. С точки зрения работы над инвестиционным климатом ключевым является качество терпланирования, градпланирования, градостроительных регламентов. От того, насколько эти документы понятны для инвесторов, прозрачны, зависит привлекательность города», – отметил Вахруков.
«Широкий перечень полномочий»
Непосредственно к обсуждению законопроекта перешел председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Он обратил внимание, что полномочия предлагается разделить на три типа: одни из них всегда должны оставаться за муниципалитетом, другие принадлежат ему по умолчанию, но могут быть переданы региону, а третьи, напротив, могут быть спущены с регионального уровня в особых случаях. Еще одной новацией законопроекта будет упразднение городских и сельских поселений – как сообщил Крашенинников, некоторые регионы уже сейчас отказываются от этой формы администрирования.
Крашенинникову возразил председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. Он выступил против полного упразднения поселений, а также посетовал, что в законопроекте слишком мало полномочий, которые остаются за городскими властями.
«Мы не можем свести муниципалитет к благоустройству территории. Это ТОС какой-то, а не публичная власть. Город должен обладать широким перечнем полномочий», – заявил депутат.
Проблемы неравенства
Еще одной темой заседания стало неравенство между разными российскими городами. Тот же Алексей Диденко полагает, что малые и средние города «оказались не у дел» и «абсолютно не в приоритете». Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова не согласилась с этим, указав, что малые города участвуют в ряде федеральных программ, а также в агломерационных процессах. В качестве положительного примера она привела сотрудничество Екатеринбурга и Верхней Пышмы.
«Часто мы слышим, что вложения в крупные города более экономически эффективны, потому там больше пользователей. Но малые города, которые включаются в транспортные связи, получают потребителей и из крупных городов, квазитуристический или туристический потенциал», – заявила Трунова.
В то же время аудитор посетовала на большую разницу в состоянии коммунальных систем: в некоторых регионах износ составляет всего 20–30 %, а в других он в два раза больше. При этом сейчас ЖКХ сталкивается и с необходимостью внедрять новые технологии, и с кадровой проблемой.
«Зарплата на водоканале даже в крупных городах неконкурентоспособна по сравнению с зарплатой курьеров, а технологическое обеспечение требует совсем другой квалификации, чем 10 лет назад», – возмущается аудитор.
Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач обратил внимание на другую разницу – между жизнью в крупных агломерациях и российской глубинке. Сами агломерации также неравнозначны: например, в московской доход на душу населения выше, чем в «Большом Токио», а в екатеринбургской – в полтора раза ниже.
Клепач рассказал о новых методиках оценки качества жизни, результаты которых, по его мнению, важнее, чем динамика ВВП и доходов населения. Например, в Екатеринбурге, несмотря на развитие транспортной инфраструктуры, мобильность жителей не улучшается из-за постоанных пробок, а массовое строительство жилья не привело к его удешевлению. В опросах жители многих мегаполисов жалуются на низкое качество образования. Проблемой Клепач считает и дефицит местных бюджетов: в реальном выражении на одного жителя приходится все меньше расходов городской казны.
Новая индустриализация
Конкретные кейсы представили губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов. В частности, они говорили о развитии «сухого порта» и строительстве наземного метро – обоим проектам на «Городах России» были посвящены отдельные сессии. Градоначальник упомянул и перспективное создание южной системы водоподачи, которая должна облегчить Екатеринбургу доступ к питьевой воде.
Стратегической задачей Алексей Орлов назвал «новую индустриализацию»: в последние десятилетия города все сильнее погружались в постиндустриальную экономику, но сейчас пришло время вновь уделить внимание производственной сфере.
«Города – главная промышленная база нашей страны, основа технологического суверенитета», – заявил мэр Екатеринбурга.