Здравствуйте, Андрей Александрович. В первую очередь, давайте поговорим про главное событие последних недель. Это участие Сургутского района в форуме БРИКС+. Сургутский район был единственным от Югры, который представлял свои практики на этом форуме. Почему решились участвовать в таком важном мероприятии?
– Решение принималось организаторами форума. Мы получили приглашение и были включены в состав окружной делегации по решению губернатора.
Поделитесь впечатлениями, потому что все-таки это международный форум. Причем, наверное, один из важнейших в мире, один из самых представительных. Удалось пообщаться с какими-нибудь зарубежными экспертами?
– Это действительно один из ведущих крупнейших международных форумов. С иностранцами не общались, поскольку та сессия, в которой я принимал участие, была посвящена развитию спорта и здоровому обществу, обсуждались именно российские практики. То есть, мы делились своим опытом с другими регионами, рассказывали другим муниципалитетам, чего при желании можно добиться за короткий срок. На нашей сессии иностранных участников не было.
Кто-то из других регионов, городов уже обращался к вам, чтобы более детально и подробно познакомиться с опытом Сургутского района?
– Наш опыт, действительно, заинтересовал коллег. В декабре планируется официальный визит региональных команд из двух областей.
Вы говорили о концессии в сфере строительства социальных объектов. В чем отметите плюсы и минусы этого механизма для муниципалитетов?
– Я бы сказал – не минусы, а сложности. Во-первых, это очень непростой механизм: длительные процедуры, каждый объект уникален, нет шаблона и стандартных решений. Подготовка полного пакета документов для размещения на один объект до полугода занимает. И также необходимо иметь подготовленные кадры, которые могут все правильно оформить, предусмотрев все нюансы.
Не каждый инвестор готов выступать в роли концессионера, потому что концессия предусматривает рассрочку платежа по времени. А застройщик, конечно же, хочет получить деньги сразу.
Плюсов же очень много для муниципалитета. Во-первых, проектирует и строит одно юрлицо. То есть увязывается качество проектирования и строительства. Во-вторых, концессионер какое-то время эксплуатирует построенный объект. То есть, он фактически строит для себя. Ну, и самый главный плюс для муниципалитета – рассрочка платежа. Если это на 10-15 лет, то можно построить один, два, три, а то и пять объектов, насколько позволит бюджетная обеспеченность.
На региональном уровне, на моей памяти, отмечалось, что не только Сургутский район пытался использовать механизм концессии, но получилось только у вас и вашей команды. Почему так?
– Не могу ответить на этот вопрос, не стану оценивать работу коллег. Могу сказать, что сделали мы. Одно из важнейших – это наличие подготовленных кадров, то есть и специалистов, и руководителей этого направления, которые могут концессионные соглашения не просто заключать, но и продвигать, и контролировать, и сохранять. Это большой труд, это определенные навыки и компетенции.
Где-то пошли на риск. В 2016 году мы внесли изменения в нашу оргструктуру. У нас появился специализированный уполномоченный орган в лице управления инвестиций. На него мы возложили ряд функций, в том числе, по развитию концессионных соглашений. Я считаю, что, в том числе и поэтому получилось. Во многих муниципалитетах такого обособленного подразделения нет.
Предлагаю подробнее поговорить про механизм концессии, а точнее краткосрочные муниципальные концессии.
– У нас строится четыре объекта по механизму муниципальной концессии. В чем уникальность? Обычно гарантом выступает субъект. В 99 % случаях это именно региональный уровень, а муниципальная концессия практически не представлена. А мы заключили именно муниципальную концессию, где сторонами выступают Сургутский район и застройщик. Округ не участвует, финансирование полностью подтверждено за счет средств местного бюджета.
Краткосрочная концессия для того, чтобы заинтересовать инвестора, чтобы к нам зашли застройщики. Речь же идет именно о стройках в удаленных поселениях. Это 130 и 170 километров от города. Скажем так, условия для инвестора не совсем идеальные, и чтобы как-то заинтересовать, снизили срок концессии до трех лет: восемь месяцев проектирование, 10 месяцев строительство и полтора года эксплуатация, чтобы побыстрее рассчитаться.
Интерес муниципалитета в том, чтобы период расчета был как можно дольше, чтобы четыре, пять, шесть объектов построить. Но специально решили такой пробный шар запустить, чтобы и заинтересовать инвестора, и побыстрее построить. Вполне возможно, что будем продолжать, потому что для района это выгодно. Но будем пытаться увеличивать срок расчета с концессионером.
А если говорить про конкретные объекты?
– Построили две школы в Нижнесортымском и Солнечном, сейчас строим в Белом Яре. Там строительная готовность уже порядка 23 процентов.
И по муниципальной концессии строим четыре объекта. В Ляминой спортивный зал и хоккейный корт, и в Русскинской спортивный зал и хоккейный корт.
А еще какие планируете?
– Сейчас мы обкатали муниципальную концессию, и очень надеемся не только сохранить инвесторов, которые готовы строить и которые есть сейчас, но и привлечь новых с тем, чтобы расширить перечень объектов.
В основном застройщики местные или из других регионов?
– Наши, местные. Не сказать, что прям очередь стоит, потому что механизм сложный и все-таки отложенный платеж по времени, но, тем не менее, стараемся прописывать такие условия, чтобы заинтересовать инвесторов.
Сургутский район активно развивается. Даже в самых отдаленных поселениях появляются новые современные объекты, благоустраиваются территории. Вы уже упомянули, что в декабре приедут делегации других регионов. Куда бы вы свозили гостей в Сургутском районе, что показали бы им?
– Есть, что показать. Да мы только объектов спорта построили за последние пять лет 42! Только представьте – 42 объекта спорта построил сам район. Мы недавно выступали в Санкт-Петербурге, где второй год подряд заняли первое место за свою стратегию развития. Там были представители Госдумы, и они не поверили, даже поспорить пришлось. Говорят: как район может построить 42 объекта спорта?
Некоторые субъекты строят меньше. Пришлось на цифрах показывать, рассказывать с помощью слайдов про каждый объект. Поэтому есть, что показать. Но еще много надо сделать.
Если говорить о планах на 24-25-й годы, что запланировано по социальным стройкам?
– Не в меньших объемах, чем в 2023-м. Одномоментно семь объектов спорта строится. В сфере ЖКХ три крупных объекта на, без малого, три миллиарда рублей. Объекты соцкультбыта на 2024 год в объеме 200 миллионов запланированы. И ремонт, и строительство дорог запланированы. Стараемся не снижать планку. Ввод объектов будет каждый год.
А на деньги инвесторов, в рамках концессий?
– В рамках концессий четыре объекта спорта и школа. Достроим в этом году объекты спорта в Ляминой и Русскинской, в планах большой спортивный зал в Лянторе будет. Из местного бюджета порядка 400 миллионов рублей заложено. Попробуем, может быть, на условиях концессии.
А что касается жилищного строительства? Есть поселения, куда с большим скрипом удается привлечь застройщиков. Но раз в 2023 году получилось с Тундрино и Высоким мысом, может, есть и другие территории, куда хотя бы раздумывают зайти инвесторы.
– Я очень надеюсь, что будет ввод жилья на территории городского поселения Федоровский. Как минимум 10 лет именно для переселения из аварийного жилья там не строили. Два дома должны в этом году сдать. А так в принципе, везде, где мы запланировали – там стройка идет.
Вы говорите работы очень много. А какой работы? На что стоит обратить внимание?
– Абсолютно все те направления деятельности, которые у нас прописаны в стратегии и являются для нас приоритетными – это восемь основных направлений: дороги, благоустройство, жилье, безопасность, спорт, культура, образование, ЖКХ. Оно было актуально вчера, актуально сегодня, и будет актуально и завтра.
Но есть же направления, в которых уже сложно развивать куда-то дальше. Например, спорт. Спортом занимаются, если я правильно помню, на территории района порядка 70% жителей.
– 72%.
Это колоссальная цифра. А куда дальше-то идти? Невозможно же 100% жителей охватить.
– Они могут заниматься спортом в старых изношенных спортивных залах. Или на улице бегать на лыжах. А могут заниматься в современных, хорошо обустроенных, с новыми тренажерами спортивных залах. Да, немало сделано. В Лянторе надо строить спортивный комплекс?
Надо.
– Надо. В Белом Яре надо Центр единоборств строить? Надо. В Барсово сейчас «Барс» закрывают, поскольку признан аварийным. Надо что-то строить взамен? Там ведь 340 детишек занимаются. Надо. Вот бог даст, достроим первый бассейн в Федоровском. А всего на территории Сургутского района 13 населенных пунктов. В Лянторе бассейн нужен? Нужен. В Белом Яре нужен? Нужен. Поэтому работы еще непочатый край.
Еще такой вопрос. Как сегодня принимаются решения о распределении ресурсов между поселениями? Иногда встречаются мнения у людей, которые не погружены глубоко в этот процесс, что одним дают больше, чем другим. Расскажите про алгоритм принятия этих решений.
– Всеми вопросами, которые касаются финансов, ведает бюджетная комиссия. Я даже не то, что не ее председатель, даже не член бюджетной комиссии. Чтобы исключить все возможные подозрения, кривотолки: глава Сургутского района не является ни председателем, ни членом бюджетной комиссии.
В бюджетную комиссию входят руководители отраслевых органов, возглавляет ее председатель думы, потому что именно депутаты утверждают и план расходования бюджетных средств, и отчет о фактическом расходовании бюджетных средств. То есть председатель бюджетной комиссии – это председатель думы, Валентин Анатольевич Полторацкий.
Но я что хочу сказать. Здесь очень важно не только быть первым. Или громче всех прокричать, и тебе больше всех дадут. Здесь очень важно и наличие проектно-сметной документации. И проектов, которые прошли положительную государственную ценовую и техническую экспертизу. Мало прийти и сказать – а я хочу спортзал. Для этого нужен проект, для этого нужен земельный участок. Для этого нужны точки подключения к инженерным сетям. Должен быть запас по теплу, воде, стокам. Это все должно обеспечить поселение. Особенно там, где они самостоятельно исполняют полномочия: по земле, по воде, по стокам, по теплу. Одного желания, или громко кричать, бывает очень мало, для того, чтобы какой-то объект появился в том или ином поселении.
То есть, очень много зависит от руководителей поселений и их команд.
– От администраций поселений, конечно. Я сколько раз говорил, отвечая на вопросы жителей на встречах: я хочу, чтобы строился и развивался каждый поселок. Но вот кусок пирога. По большому счету, без разницы, куда его отдать. Как решит бюджетная комиссия, туда деньги и пойдут. Но насколько сами поселения готовы к реализации того или иного проекта?
Недавно встречались с Общественным советом в Белом Яре. Я сам подтверждаю – даже объектов благоустройства за последние года три не было. Потому что ни одного проекта нет от поселения. Мало желания, надо хотя бы эскизный проект, проектно-сметную документацию, чтобы проект прошел общественные слушания, обсуждения, чтобы его добрили жители самого Белого Яра. Потом это выносится на комиссию, которая в администрации района – она отбирает.
А надо посмотреть, сколько мы вкладываем, сколько будет благополучателей от этого проекта. Мы вложим 10 миллионов, но него будет любоваться один человек, или вложим миллион и будет пользоваться все поселение. Это не просто так. Это, действительно, сложный механизм, и для реализации того или иного проекта надо готовиться за год, за два. У кого-то это лучше получается, где-то эта работа системная, по накатанной идет. И они один проект за другим каждый год реализовывают. Где-то эта работа вообще никак не поставлена.
Мэров-отличников назовете?
– Не хочу никого выделять. Но это очень заметно на самом деле даже по встречам с населением. Приезжаешь в одно поселение и рассказываешь: у вас сделано то, то и то, планируем сделать то, то и то. А где-то сидишь, и не знаешь, что сказать.
В нескольких поселениях осенью приступили новые главы. Дадите первую оценку их работе? Все ли у них получается, или им нужна какая-то помощь?
– Они мои коллеги, как я могу их оценивать. Бытует мнение, что главы поселений подчиняются главе района. Да ничего подобного, нет такого даже близко. Это такие же коллеги. Я глава в администрации Сургутского района, а каждый глава в своем поселении. Поэтому у меня нет прав, ни моральных, ни юридических, для того, чтобы давать оценку кому-то из них. Могу сказать, что работаем со всеми в команде, готов помогать. И однозначно будем помогать, было бы с их стороны желание работать.
Это желание сегодня есть?
– Да, я вижу.