За создание помех с сентября 2024 года агентства будут штрафовать, а не соответствующие стандарту билборды могут изъять. Участники рынка при поддержке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области готовят обращение в Минцифры РФ, где просят прописать единые для всей страны технические требования к уровню частот и порядок действий владельцев рекламных конструкций и контролирующих органов в случае выявления нарушений.
Депутаты думы Нижнего Новгорода в среду одобрили поправки к муниципальным правилам размещения наружной рекламы, которые инициировала Федеральная служба охраны (ФСО). Как писал «Ъ», спецслужба выявила несколько электронных билбордов, создающих помехи правительственной спецсвязи. Кроме того, по ее данным, частотные помехи проделали бреши в радиолокационной защите города. В связи с этим сотрудники спецсвязи ФСО попросили чиновников обязать владельцев экранов использовать только то оборудование, которое соответствует ГОСТу Минцифры от 2021 года.
«Собственники конструкций уведомлены, изменения вступят в силу с сентября 2024 года. У них будет время подготовиться», — сообщил председатель комиссии думы по развитию города, строительству и архитектуре Михаил Иванов, и депутаты приняли изменения без обсуждений как вопрос обеспечения госбезопасности.
После этого в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялось заседание совета по рекламе, на котором присутствовали участники рынка, представитель Роскомнадзора в ПФО и руководитель муниципального учреждения «Градостроительство и архитектура» Александр Саляев.
Владельцы рекламных конструкций указали, что в новых правилах не прописан порядок, кто, как и когда будет проводить замеры частот, дадут ли компаниям время на устранение нарушений или будут сразу выписывать штрафы до 5 тыс. руб. и конфисковывать оборудование, как это предполагают санкции ст. 13.8 КоАП РФ (Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех).
Заместитель главы Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Валерий Репин по видеосвязи пояснил владельцам щитов, что по обращению спецслужбы проверку будет проводить Радиочастотный центр Роскомнадзора. При этом сами агентства смогут обратиться к ним за подобной услугой на платной основе. На другие вопросы Валерий Репин ответить не смог, как и Александр Саляев.
Председатель рекламного совета Сергей Стешов отметил, что даже новые электронные носители могут выйти из строя и начнут создавать помехи для спецсвязи. Соучредитель ООО «Интроник» Артем Морозов рассказал, что у некоторых его экранов было обнаружено превышение разрешенных диапазонов частот, но только во время переключения изображений. Поскольку новые правила в силу еще не вступили, «Интроник» отремонтировал оборудование и устранил неполадки.
Рекламщики пожаловались, что в новых правилах не прописан единый технический регламент для устранения нарушений и порядок оспаривания результатов замеров, не известно, к кому обращаться, если фоняший экран мгновенно отключили, и кого просить разрешить включить его после ремонта. Такого нормативного акта нет и на федеральном уровне.
Президент Союза операторов наружной рекламы Дмитрий Стрельников считает, что последствия инициативы ФСО могут быть «губительными» для отрасли.
«Единичные эпизоды создания помех не вяжутся с тем, что для их устранения понадобилась целая законодательная инициатива. Никто не изучал, могут ли создавать помехи какие-либо другие источники рядом с рекламными экранами. Тем более, нет уверенности в том, что завтра требования по правительственным частотам не изменятся», — отметил господин Стрельников.
Отсутствие разъясняющей информации и четких правил работы создает правовой вакуум и может привести к финансовым потерям от штрафов Роскомнадзора и неустоек рекламодателям, полагают владельцы билбордов. Поэтому Союз операторов наружной рекламы, Торгово-промышленная палата Нижегородской области и агентства готовят обращение к Минцифры РФ и федеральный Роскомнадзор. В нем они просят разработать на федеральном уровне единый технический регламент для электронных рекламных носителей и порядок действий при выявленных нарушениях в части помех.