Сейчас муниципальные власти в ответе лишь за проверку готовности к отопительному сезону. Законопроект также закрепляет за правительством полномочия по установлению критериев надежности теплоснабжения потребителей. Новые правила должны вступить в силу 1 сентября 2024 г.
Муниципальные власти должны будут контролировать выполнение своих обязательств теплоснабжающими и теплосетевыми организациями и оценивать готовность к отопительному сезону. Среди таких обязательств (они есть и сейчас) – проводить наладку своих тепловых сетей, обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Новая обязанность, которая появится у теплоснабжающих и теплосетевых организаций, – выполнение мероприятий по резервированию систем теплоснабжения, определенных в утвержденной муниципалитетами схеме и включенных в инвестпрограмму.
Оценку обеспечения готовности к отопительному сезону муниципальными образованиями сейчас проводит Ростехнадзор. Документом предлагается делегировать это создаваемым Ростехнадзором комиссиям, чтобы распределить обязанности и уменьшить нагрузку наиболее загруженных органов и ведомств, пояснила «Ведомостям» член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Что еще не так в законопроекте
Институт законодательства в своем заключении обратил внимание на то, что предлагается наделить полномочиями Минэнерго по утверждению порядка осуществления мониторинга и самому мониторингу, из-за чего «министерство будет устанавливать правила само для себя».
Минюст обращает внимание, что в документе прописывается административная ответственность за неустранение нарушений в установленные сроки. Но прядок их устранения и сами сроки не прописаны.
Наделение новыми полномочиями органов местного самоуправления может привести к рискам дополнительных расходов федерального и местного бюджета, а объем предстоящих расходов публично-правовых образований и вовсе не известен, предупреждает Минюст в своем заключении (заключения ведомств и организаций есть у «Ведомостей»). В финансово-экономическом обосновании законопроекта, напротив, говорится, что его реализация не потребует дополнительных расходов. Отсутствие компенсационного источника по новым расходным обязательствам приведет к нарушению принципа сбалансированности бюджетов, уверены в Минюсте. Там указали также на то, что инициатива приведет к материально-технической и организационно-кадровой нагрузке на муниципалитеты.
В Минэнерго не нашли положений, которые могли бы привести к возникновению дополнительных расходов, говорится в заключении ведомства.
Главная проблема инициативы – источник финансирования мероприятий по повышению надежности систем теплоснабжения, включая обеспечение резервирования, считает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Станислав Шубин. «Это могут быть значительные затраты, которых в тарифных источниках не было предусмотрено, а значит, реализация инициативы потребует роста тарифов и учета этого роста в платежке граждан», – пояснил он «Ведомостям».
Глава комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко выступил категорически против инициативы: «Без обеспечения финансовых ресурсов [муниципалитетов] будет <...> еще более сильная нагрузка на местное самоуправление». Бюджеты на поселенческом уровне самые бедные – законопроект может привести к дополнительным претензиям со стороны надзорных органов, в первую очередь со стороны прокуратуры, говорит Тимченко. Из-за этого на муниципальных руководителей и на чиновников сельских и городских поселений «с небольшой зарплатой» будут возлагаться штрафы.
Контроль за выполнением инвестиционной составляющей теплоснабжающими организациями «крайне недостаточен», указывает сопредседатель Союза потребителей России, член федерального бюро «Яблока» Анатолий Голов. «Когда [теплоснабжающие организации] оставляют нас без тепла, они никакой ответственности за это не несут», – добавил он. В связи с этим расширение полномочий муниципалитетов в части контроля он бы поддержал.