Аналитический продукт позволяет увидеть, какие меры предпринимают государство и бизнес для улучшения условий проживания населения, а где еще требуется доработка. При этом данные Индекса, как своеобразного тепловизора эффектов от инвестиций, нужны и самому ВЭБу. «Интеграция комплексной оценки с процессом принятия инвестиционных решений позволяет сфокусироваться на запросах и оценках обычных горожан. Чтобы инвестиции ВЭБ.РФ совместно с партнерами обеспечивали и финансово-экономический результат, и комплексные позитивные изменения в городах», – говорит председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Госкорпорация активно работает в городах сразу по нескольким проектам правительства, выступая их оператором: строительство современных школ, модернизация транспортных систем (автобусы/электротранспорт), обновление водоканалов и др.
Свою аналитическую платформу ВЭБ сконструировал в развитие продвигаемого правительством трека про человекоцентричное государство: Индекс сфокусирован на среднестатистической семье. То есть ключевые направления анализа (здравоохранение, образование, доход и работа, мобильность и другие) отражают основные семейные запросы. При этом, как говорит главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин, Индекс умнеет благодаря новым данным: статистическим, опросным и транзакционным. Расширяется и охват: в 2023 г. в исследование были включены 218 населенных пунктов, в обновленный Индекс вошли и малые, и средние города с численностью населения от 20 000 до 100 000 человек.
«Система уже позволяет видеть ситуацию в динамике, изучить каждый из городов крупным планом или сравнить между собой. Например, благодаря масштабным правительственным программам и активности местных властей по обновлению транспорта видим сокращение времени по маршруту «дом–работа» почти на 20%, до 31 минуты. При этом у городов-лидеров по направлению «мобильность» показатели вдвое лучше – порядка 15 минут. С одной стороны, это осязаемые улучшения для горожан, с другой – важная вводная для бизнеса, который может предложить новые сервисы, и, конечно, для управленцев при определении стратегии развития города», – отмечает Самохин.
Среди других весомых блоков показателей он также отмечает высокую активность бизнеса и городских властей в развитии внутреннего туризма, а также группу показателей «Образование», где высокий вклад обеспечивают и госпрограммы, и партнерство с бизнесом. «Здесь мы фиксируем рост числа обучающихся в первую смену сразу в 105 городах Индекса. В результате в первую смену уже учатся ребята в 80% школ», – сказал Андрей Самохин.
Рост федеральной поддержки проектов развития муниципалитетов приводит к положительным демографическим сдвигам, говорит член Общественной палаты России, председатель экспертного совета корпоративной некоммерческой организации «Союз российских городов» Андрей Максимов. 47% респондентов в городах Индекса удовлетворены своим городом и не планируют переезд. Городами-лидерами стали Ялта, Краснодар и Мытищи.
Жилье и среда обитания
По мнению 80% экспертов, участвовавших в подготовке Индекса, пандемия коронавируса в 2020–2021 гг. стала определенным водоразделом для жителей городов. Так, например, она повысила ценность домашнего очага как безопасного места. Постпандемийный 2022 г., по данным Росстата, стал рекордным по объему ввода жилья в России (102,7 млн кв. м, +10,9% к 2021 г.), и, по предварительным данным, 2023 г. будет таким же (в ноябре министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин спрогнозировал ввод 104 млн кв. м по итогам года). В рамках федерального проекта «Жилье» этот показатель к 2030 г. должен достичь не менее 120 млн кв. м в год.
Как следует из данных Индекса, масштабная стройка увеличила обеспеченность населения жильем – в среднем с 27,5 до 28,3 кв. м на человека. Показатель за год вырос в 77% наблюдаемых городов (в 140 из 182).
67% участников исследования также отметили позитивные изменения в благоустройстве городов.
«В городах Нижегородской области мы видим исключительное вливание средств в инфраструктуру городов, начиная с крупных проектов и заканчивая локальными благоустройствами, – рассказал мэр Арзамаса Александр Щелоков. – Качество городской среды точно растет, и большие изменения — это то, что мы видим на протяжении последних лет», – считает он.
«В части городской среды продолжается тенденция, наблюдаемая на протяжении пяти–шести лет, – есть федеральный конкурс малых городов и исторических поселений, есть поддержка региональных программ развития городской среды, в рамках которой субъект выделяет свои средства и получает федеральные субсидии, – отмечает Максимов. – На карте в любую точку можно ткнуть и увидеть положительную динамику, когда появляются новые пространства, совершенствуется инфраструктура, обновляются дворовые территории», – рассказал он.
Экономика – в плюсе
По итогам 2023 г. темпы развития экономики страны опередят прогнозы. Если на старте года Минэк оценивал потенциальный рост ВВП на 1,2%, то уже в ноябре ведомство улучшило прогноз. Так, в январе-сентябре – с 2,8% до 2,9%, в августе Минпромторг заявил, что итогам семи месяцев 2023 г. прирост промышленности составил 6,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Меняется и структура экономики городов – они выступают не только крупнейшими потребителями товаров и услуг, но и поставщиками. Как следует из данных Индекса, положительная динамика отгрузки товаров собственного производства в реальном выражении наблюдается в 85 городах-участниках из 218. Среди лидеров – города металлургической и машиностроительной промышленности. Отрицательная динамика из-за западных санкций наблюдалась в городах автомобильной промышленности, а также центрах деревообрабатывающей промышленности и целлюлозно-бумажного производства.
Рост запроса на креатив и IT
82% экспертов согласились с тем, что возросла потребность в специалистах креативного класса, в том числе IT-специалистов: число компаний этого сектора в постпандемийный период выросло, что и создало дополнительный спрос на рынке труда. В период с 2020 по 2022 г. в 118 городах Индекса выросло число компаний и ИП, работающих в креативной индустрии, в абсолютном значении их количество увеличилось с 230 000 до 250 000, отмечают авторы.
Развитие городов и инфраструктуры положительно влияет на демографию, но «перелома» базовых трендов пока не произошло – происходит интенсивное стягивание населения на территории, более привлекательные для жизни, отмечает Максимов. Это наблюдается во всех крупных странах мира.
Щелоков же напомнил, что сейчас в России официальная безработица составляет всего 2,9%, и действительно «каждый может найти работу там, где он живет». «Уезжать сегодня в большие далекие города и за рублем, и за реализацией возможностей не всегда нужно», – подчеркнул он.
По данным исследования, 84% взрослого населения городов Индекса имеют среднее общее или профессиональное образование (включая тех, кто еще обучается по программам высшего образования), 52% – высшее образование. По 118 городам со 123 в 2020 г. до 266 выросло число вузов с программами прикладных и теоретических креативных специальностей. Большая часть приходится на города-миллионники: Волгоград, Самару, Новосибирск, Ростов-на-Дону и др.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что количество окончивших вузы людей в России с конца прошлого века примерно утроилось. «Госполитика в сфере высшего образования сегодня направлена на увеличение числа бюджетных мест в университетах по приоритетным направлениям – инженеры, врачи, педагоги, IT-специалисты. И это также приведет к увеличению количества людей с высшим образованием», – говорит он.
Больше света и скорости
Как показывает исследование мобильности, жители городов в среднем тратят 31 минуту на дорогу к месту учебы или работы. Наиболее удовлетворены общественным транспортом жители Череповца (78%), Южно-Сахалинска (70%) и городов Московской области, таких как Мытищи и Королев.
Обновление общественного транспорта требует существенных финансовых ресурсов, которые есть далеко не у всех городов, отмечал в комментарии «Ведомостям» руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Во всех случаях требуются какие-то внешние деньги… частично это направление поддерживается из бюджета субъекта Федерации. В чем была политика на федеральном уровне? Поддерживать это обновление за счет институтов развития», – отметил Блинкин. Рост спроса на общественный транспорт останется высоким, с учетом застройки и планировки городов решить проблему передвижения только за счет роста автомобилизации нереально. Доля освещенных улиц в городах Индекса в среднем составляет 76%, а в четверти городов этот показатель достигает 90%. На 10 км дорог в среднем приходится 1,4 камеры видео- и фотофиксации нарушений. 93% жителей городов обеспечены качественной питьевой водой.
Директор «Фронтир» Василий Аузан отмечает, что оценки качества жизни городов ценны, как и «любое измеримое знание о городах». «Несмотря на многолетний интерес к городам и осознание их первостепенной важности в современном мире, актуальные данные о городах остаются дефицитом», – говорит он. По его мнению, Индексы – хороший источник идей и возможность «пощупать» мнение граждан.
По словам доцента НИУ ВШЭ Николая Пильника, анализ данных по городам может быть весьма информативным, и оценка качества жизни – удобный формат анализа. «Пользоваться такой системой могут все группы экономических агентов. Понятно, что для государства это может быть дополнительным источником информации о необходимости дополнительного внимания, для бизнеса — инструментом для поиска новых рынков и перспектив, а для горожан – индикатором успешности деятельности и государства, и бизнеса в городе», – подчеркивает Пильник.