Президент Владимир Путин объявил 2024 год в России Годом семьи. В соответствующем указе, подписанном 22 ноября, отмечается, что Год семьи проводится «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». Аналитический центр НАФИ и совет Евразийского женского форума решили выяснить, что думают по этому поводу россияне, опросив в декабре 2023 года 1,6 тыс. жителей всех регионов России старше 18 лет. Более половины из них (59%) слышали о том, что 2024 год будет Годом семьи. Среди семей с детьми осведомленность об этом немного выше — 62%. Также информированность выше среди россиян старше 55 лет (68%).
Не слышал о Годе семьи 41% опрошенных
Прежде всего это молодежь от 18 до 24 лет (58%), жители СКФО (58%), неработающие россияне (55%) и респонденты, не имеющие детей (52%).
По мнению большинства опрошенных, при расширении мер государственной поддержки в Год семьи главными адресатами дополнительной помощи должны стать многодетные семьи (57%) и семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью (53%). Более трети опрошенных считают, что также в приоритете должны быть молодые родители (41%), а также матери или отцы-одиночки (37%). Каждый пятый заявляет, что помощь от государства больше требуется семьям военнослужащих (22%).
Взгляды имеющих и не имеющих детей на приоритетные категории различаются. Первые считают, что дополнительную помощь важнее оказать многодетным, вторые — семьям, в которых есть ребенок-инвалид. Также семейные россияне в полтора раза чаще говорят о необходимости помогать семьям военнослужащих (26% против 16% среди тех, кто не имеет детей).
В рамках исследования у россиян, имеющих детей, также спрашивалось, в каких мероприятиях, приуроченных к Году семьи, им самим было бы интересно поучаствовать. Большинство родителей отметили, что хотели бы получить возможность посетить культурно-досуговые мероприятия для детей (концерты, театральные постановки и т. д.— 61%). На втором месте — образовательные мероприятия. Запрос на лекции, семинары или курсы для родителей выражают 46% опрошенных. Третью строчку рейтинга востребованных активностей занимают семейные спортивные мероприятия, спортивные конкурсы или соревнования, в них потенциально хотели бы принять участие 40% россиян, имеющих детей.
В меньшей степени представителям семей с детьми интересны творческие конкурсы для семей (36%), встречи с представителями профильных государственных ведомств, занимающихся вопросами поддержки семей (34%), образовательные мероприятия для будущих родителей (23%).
Многодетные родители чаще других демонстрируют интерес к образовательным (52%) и спортивным (47%) мероприятиям, а также к встречам с представителями профильных ведомств (41%). Родители, у которых один или два ребенка, больше заинтересованы в посещении культурных событий (61%) и образовательных мероприятий (45%). Кроме того, большинство россиян, имеющих детей (88%), хотели бы получить максимально подробную информацию о мерах поддержки и мероприятиях, приуроченных к Году семьи.
Глава оргкомитета по проведению Года семьи, вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что план Года семьи будет включать в себя мероприятия по улучшению здоровья россиян, а также направления по образованию и социальному обеспечению. Вице-премьер напомнила, что абсолютным приоритетом в РФ является традиционная семья как минимум с тремя детьми.
Председатель совета Евразийского женского форума, первый зампред комитета Совета федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова выделила важнейшие, по ее мнению, итоги исследования: потребность в информации (88% опрошенных заинтересованы в получении максимально подробной информации о мерах поддержки и мероприятиях, приуроченных к Году семьи) и выбор адресатов новых мер поддержки. Она напомнила, что, по мнению большинства, главными адресатами дополнительной помощи должны стать многодетные семьи (57%) и семьи, в которых есть ребенок с инвалидностью (53%). Она также добавила, что культурные предпочтения родителей должны стать ориентиром для организации детских мероприятий.
Директор направления стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт считает, что властям стоит обратить внимание на особенности заинтересованности россиян с детьми и сделать акцент при проведении Года семьи именно на те мероприятия и меры поддержки, которые российские родители «ждут больше всего».