Раньше для выявления коммерческих связей муниципальных служащих сотрудникам департамента кадровой политики мэрии приходилось вручную сверять данные на тысячу чиновников и 5000 их родственников - 200-300 печатных листов. Это занимало порой несколько месяцев, теперь же антикоррупционные проверки автоматизированы: программа обнаружит подозрительные пересечения за считанные минуты, заменив множество сотрудников, при этом работает беспристрастно и без ошибок. Сотруднику останется лишь оценить, действительно ли имеет место конфликт интересов.
Сервис основывается на глубоком анализе огромного массива данных: он агрегирует информацию из более чем 30 открытых источников, включая базы ФНС, ФССП, ЕИС закупок и другие. Также платформа интегрирована в кадровую систему администрации. Алгоритмы позволяют моментально вычислить коммерческие связи муниципального служащего и его родственников, если они в прошлом или сейчас занимаются бизнесом. Программа анализирует все общедоступные государственные реестры и выстраивает цепочки между чиновником, даже самым мелким, и коммерческими субъектами. При этом риска утечки персональных данных нет - обмен информацией идет в разрезе обезличенных идентификаторов (ИНН). Впрочем, даже если госслужащий откажется предоставить ИНН своих родственников, это не помешает цифровому контролеру, обнаружив сомнительные связи, получить необходимые дополнительные данные из открытых госреестров. Перечень вариантов построения цепочек не исчерпан, методика постоянно дорабатывается. Но уже сейчас ее можно использовать для проверки как кандидата на госслужбу при трудоустройстве, так и субъекта предпринимательства, например, если он претендует на получение бюджетной поддержки или заключение муниципального контракта: мэрия до подписания договора сможет буквально за 20 минут подтвердить репутацию делового партнера.
- Подобных платформ в России пока нет, хотя алгоритм анализа не очень сложный. Инициатива разработать специализированный инструмент родилась в ходе обсуждения с администрацией Екатеринбурга дальнейшего развития автоматизации проверок. Так как мэрия уже давно использовала некоторые ИТ-продукты и накопила определенный опыт, нашим программистам оставалось лишь собрать методики контроля сотрудников в единую программу, адаптировать ее к нуждам госслужбы и автоматизировать процесс, - рассказал эксперт компании по проверке контрагентов Антон Яковлев.
Программисты уверены, что их продукт может стать универсальным инструментом профилактики и выявления уже действующих коррупционных схем.
Систему можно использовать для проверки кандидата на госслужбу или субъекта предпринимательства, претендующего на получение бюджетной поддержки или заключение госконтракта
- Работе с программой обучены сотрудники всех кадровых подразделений районных администраций и мэрии Екатеринбурга. Это поможет ускорить сбор данных для анализа, - сообщила начальник департамента кадровой политики мэрии Елена Хазова. - В перспективе мы планируем масштабировать автоматическое выявление признаков конфликта интересов не только на администрацию города, но и на муниципальные организации.
К слову, не только на муниципальные:
- После удачного старта в Свердловской области решено было расширить географию внедрения нового решения: сейчас ведется настройка сервиса и в других регионах, например в Тульской области. Кстати, и методику мы разрабатывали с привлечением экспертов из нескольких регионов, - отметил Антон Яковлев.
Сможет ли система стать высокоэффективным инструментом борьбы с коррупцией? Эксперты оценивают ее потенциал осторожно. Как считает технический директор центра систем безопасности Константин Ловцкий, это скорее справочно-рекомендательное решение, но явно не революционное - компания развивает проверенную и зарекомендовавшую себя аналитическую систему, добавляя новые инструменты.
- Для пользователя выигрыш очевиден: при автоматической обработке подозрительные связи могут быть выявлены с большей вероятностью, чем при ручной. Но это будет просто сигнал от программы, а все решения, как и ранее, должны принимать ответственные руководители, давая должную правовую и моральную оценку собранным фактам, - отмечает он. - Система, безусловно, не всевидяща - как и ранее, остаются приемы сокрытия информации (регистрация компаний на доверенных или аффилированных лиц, формальный выход из числа собственников и т. п.), часть информации (например, состав акционеров) может быть вообще не видна системе. Это говорит о том, что решение проблемы лежит в правовой плоскости, а любой программный инструмент - только вспомогательное средство.
Сотрудник базовой кафедры "Аналитика больших данных и методов видеоанализа" ИРИТ-РТФ УрФУ Евгений Комоцкий видит большой плюс в том, что программа позволит сократить время, затрачиваемое на рутинные действия по проверке и верификации. Однако эксперт отмечает, что подобные технологии существуют уже давно и активно используются коммерческим сектором.
- С одной стороны, радует, что власть начала перенимать опыт бизнеса в сфере безопасности, с другой - печально, что это происходит только сейчас, поскольку алгоритмы анализа и выявления аффилированности, оценки соответствия определенным требованиям известны коммерческим компаниям в течение многих лет, - говорит Комоцкий. - В то же время система, о которой идет речь, не в состоянии заменить оператора-аналитика, как и вывести расследования и профилактику коррупционных инцидентов на новый уровень. Это связано не столько с несовершенством ее алгоритмов, сколько с ограничением на использование данных и их правовым статусом: без задействования так называемых альтернативных источников - социальных сетей, мессенджеров, данных операторов связи и т. п. - подобные системы значительно теряют в эффективности.