Ситуация в жилищно-коммунальной сфере стала на минувшей неделе предметом бурных обсуждений в Государственной думе. Волнует она, разумеется, не только депутатов, но и обычных граждан.
О проблемах ЖКХ и возможных мерах по их разрешению aif.ru поговорил с председателем комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андреем Широковым.
«Колхоз» и дядя Вася
Виталий Цепляев, aif.ru: Андрей Вячеславович, помните анекдот про советского сантехника, которого посадили за фразу «Всю систему надо менять»? Шутки шутками, но, может быть, и правда наша коммунальная система остается глубоко советской, нереформированной, а оттого неэффективной? Мы привыкли, что какой-то дядя Вася включает нам тепло в батареях, и не вникаем в детали, откуда это тепло берется, что там происходит с трубами, с котельной...
Андрей Широков: Так и есть. Жилищная и коммунальная сферы у нас уже давно перестали быть единой отраслью экономики — у них разные хозяева, разные правила игры. Но мы не задумываемся о том, как эта система работает. Потому что за нас всегда думало государство. Но что получается? Многоквартирный дом, в котором мы с вами приватизировали или приобрели жильё, объектом недвижимости по закону не считается. Да, у нас в собственности есть квартира, есть доля в общедомовом имуществе (чердачные и подвальные помещения, лестничные клетки), соответствующая нашей доле в жилплощади дома. Но дома как единого объекта недвижимости — нет! Значит, и стоимости дома — нет, межевания земли под ним — нет. И пока мы эти вещи не отрегулируем, у нас не будет настоящих собственников жилья. А наличие собственника, хозяина — основа любого бизнес-процесса, в том числе и содержания коммунальной инфраструктуры.
Поэтому главный вопрос, над которым нам нужно подумать: как этот «колхоз», совокупность собственников квартир, привести к одному знаменателю. К единому собственнику дома. Чтобы уже этот собственник принимал ответственные решения по управлению и содержанию дома.
— Но денег на содержание от этого ведь не прибавится? И нынешние-то платежи по ЖКУ многим даются с трудом.
Вы правы, денег, которые по-хорошему надо бы платить за содержание жилья, у большинства населения нет. Хотя, между прочим, ставку за содержание и ремонт вправе устанавливать сам собственник многоквартирного дома. Большинство из нас об этом даже не подозревает. А если ставку не устанавливает собственник, то, согласно Жилищному кодексу, за него это делает муниципалитет. Муниципалитет же играет в минимизацию затрат на содержание имущества. Средний по России платеж за содержание общедолевого имущества — 25 рублей за квадратный метр в месяц. Это копейки! А к чему приводит недофинансирование? Правильно, к деградации этого имущества. Платежи должны быть минимум в 4 раза выше, на уровне 100 рублей за «квадрат». Но поднять их так резко власти не могут — народ не поймет.
Возможно, приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х. Потому что она породила огромный класс «нищих собственников», не умеющих, а часто и не желающих управлять своим домом, не имеющих достаточно средств на его обслуживание и ремонт. По-хорошему, при нашем уровне развития экономики 60% населения должны были бы жить в арендном жилье, а не в собственных квартирах. А мы всех без разбора загнали в частную собственность. И продолжаем загонять дальше, с помощью ипотеки.
— Но прокрутить обратно этот фарш, наверное, уже не получится?
Можно (на добровольной основе, за счет экономических стимулов) деприватизировать часть квартир, создать сегмент арендного субсидированного жилья — в первую очередь, для малоимущих. Да, владеть им будет муниципалитет, но он будет нести и всю ответственность за его содержание.
«Сироты» под землёй
— В 2023 году государство вложило в сферу ЖКХ 337 млрд рублей. А в идеале сколько надо бы?
Сегодня коммунальное хозяйство страны требует триллионных вливаний. Вот лишь несколько цифр. 42% магистральных сетей нуждаются в замене. При этом средний показатель замены сетей в год — 1,5%. Уровень оснащенности приборами учета тепловой энергии и воды — 60%, из них интеллектуальными — примерно 0,5%. Потери тепла составляют 23%, потери воды — 12%. 22% населения не имеет доступа к централизованной канализации...
— Речь о сельском населении?
Не только. Приезжайте, например, во Владимир — там прямо в центре, у Золотых ворот стоят дома без канализации!
Помимо прочего, у нас есть огромная проблема так называемой бесхозяйной собственности. Сотни километров труб по стране находятся под энергетической, газовой нагрузкой, и при этом у них нет владельца. Потому что, когда бывшие советские предприятия сбросили с себя «социалку», никто это хозяйство у них не подхватил. Или, когда после окончания строительства жилого дома девелопер просто бросает эти трубы, никому не передав... Кто должен обслуживать, ремонтировать, заменять эти коммуникации — непонятно. Я просил Минстрой подсчитать, сколько таких «сирот» в коммунальном хозяйстве. Ответа пока не получил.
Ещё одна проблема связана с тем, что много оборудования в тех же котельных — импортного производства. И из-за санкций подорожали запчасти, ремонт. Некоторые комплектующие вообще сложно найти. Скажем, немецкая «Сименс» полностью прекратила работу в России, а ее агрегаты стоят на многих теплогенерирующих предприятиях. Китайские товарищи не всегда могут нам помочь закрыть возникающие бреши. Значит, нужно и в этой сфере развивать импортозамещение.
— Можем ли мы со временем уйти от централизованного теплоснабжения? Чтобы у жильцов дома или группы домов был свой котел, как это практикуется во многих странах.
Можем. Для этого достаточно, чтобы к дому были подведены холодная вода, газ и электричество. Котельная может быть на крыше. Более того, возможна установка индивидуальных тепловых пунктов в каждой квартире. В Чебоксарах, например, по этой схеме построены целые микрорайоны. Есть такие новостройки и в Пензе, и в других городах. Старые дома можно переводить на эту схему в процессе капремонта.
— Индивидуальное отопление намного более надежно?
Поломки могут случаться на любом оборудовании. Но таких серьезных последствий, как при выходе из строя магистральных теплосетей, с фонтанами кипятка, конечно, уже не будет.
С расчётом на морозы
— В правительстве назвали сумму «накопленного недоремонта» инфраструктуры ЖКХ — 4,5 трлн руб. Откуда их взять? Бюджет же не резиновый.
Модели возможны разные. Например, долгосрочные кредиты банков. А государство могло бы закрывать по ним процентную ставку... Но дело не только в поиске новых моделей финансирования ЖКХ. Нам хорошо бы психологию поменять. Понять, наконец, что мы с вами не в «бананово-лимонном Сингапуре» живем, а в холодной северной стране. Что строить всё надо с расчетом на сильные морозы. Что себестоимость любых товаров у нас всегда будет выше, потому что в нее входят затраты на тепло. Казалось бы, мы должны активно заниматься энергосбережением. Но этого не происходит. Собственникам в многоквартирном доме это не интересно, потому что утепление требует расходов. А ресурсникам это не выгодно, потому что тогда они меньше тепла продадут, меньше заработают. Вот мы и топим атмосферу... А ведь если бы реально озаботились энергосбережением — утеплили фасады, поменяли окна и т.д., то цифры в платежках могли бы стать значительно меньше.