В России планируется создать специальные площадки для раздельного сбора строительных отходов после ремонта в многоквартирных домах. Они появятся в перспективе нескольких лет и будут во всех регионах, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев.
Строительные отходы не должны попадать в контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) – они портят оборудование мусоровозов и им нечего делать на сортировке, пояснил Буцаев. Поэтому для таких отходов должна существовать отдельная система сбора, как, например, в Московской области – «Мегабак», добавил он. Часть отходов с этих площадок будет забираться утилизаторами в рамках системы расширенной ответственности производителя: например, шины, электроника – потребитель за это платить не должен. Строительные отходы будут передаваться для вывоза региональным операторам, что будет финансироваться в рамках их деятельности, подчеркнул Денис Буцаев.
«За рубежом распространена практика, когда создаются специальные контейнерные площадки для сбора отходов, которые не должны попадать в обычные контейнеры, – это не только отходы ремонта, но и автомобильные шины, крупногабаритные отходы, ветки и листва, электроника, батарейки, зола при печном отоплении и многое другое. У людей регулярно образуется потребность в вывозе таких отходов, но региональный оператор отказывается это делать», – объяснил он значимость такой инициативы. Кроме того, следует постепенно ужесточать ответственность за выбрасывание всех видов отходов в один контейнер, а не в специальные места сбора, заявил Денис Буцаев.
Сейчас строительный мусор, образуемый после ремонтов, идет в общие контейнеры, пояснил «Ведомостям» глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. Потоки строительных и бытовых отходов надо разводить, но вопрос заключается в том, что, «по сути, нужно формировать отдельную систему управления», сказал он.
Идея внедрения раздельного сбора строительного мусора полезная, но она не решает проблему на инфраструктурном уровне, считает общественный уполномоченный по вопросам экологии в Москве Михаил Замарин. «Для решения проблемы национального масштаба требуется строительство большого количества заводов, примерно как для коммунальных отходов», – пояснил он. Также необходимо создать федеральную схему обращения строительных отходов, на которой будут представлены эти заводы и обозначены все потоки, добавил Михаил Замарин. В отличие от коммунального мусора строительный мусор «не зарегулирован», поэтому требуется создание с нуля всей инфраструктуры по сортировке таких отходов, заключил он.
Инициатива актуальна для мелкого строительного мусора, который сейчас люди выбрасывают в контейнеры и оплачивают по тарифу регионального оператора, говорит член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. Он поясняет, что крупнотоннажные строительные отходы вывозятся грузовиками для утилизации на специализированные пункты приема.
Председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун поддерживает предложение Дениса Буцаева дать региональным операторам право на вывоз строительного мусора, но не в рамках существующих нормативно-правовых актов, а в рамках отдельного соглашения и на усмотрение властей.
По действующим нормативам отходы, не относящиеся к ТКО, не входят в зону ответственности регионального оператора. Как правило, это отходы после строительства и капремонта, отработанное моторное масло и автопокрышки, продукты жизнедеятельности домашнего скота и птицы, бытовая техника и электроника, текстиль и бумага. Они должны вывозиться по отдельному договору с региональным оператором или иной организацией, у которой есть лицензия. Обязанность заключить такой договор возлагается непосредственно на отходообразователя.