На заседании коллегии резонансно прозвучали идеи руководителя девелоперской компании Брусника Алексея Круковского. Его доклад опирался на багаж собственного опыта: в последние годы Брусника освоила широкий спектр задач — проектирование и возведение зданий и общественных пространств, ландшафтный дизайн. Компания уже несколько лет является примером градостроительного подхода, созвучного современным мировым традициям: разнообразию фасадов, интерьерам с детальной проработкой конструктивных и архитектурных параметров. Алексей Круковский подчеркнул, что за последние 20 лет государство быстро и разумно реагировало на внешние шоки и внутренние вызовы, благодаря чему удалось создать одну из самых крупных и устойчивых строительных отраслей в мире. Теперь стали чаще говорить не о жилищной обеспеченности, а о качестве жизни.
В чем же видится руководству Брусники реализация ценностей в проектах, касающихся комплексного развития демократичного жилья?
Ценности хорошего города
Мы живем в постиндустриальную эпоху, часто — в пространстве индустриальных городов, нуждающихся в массовом качественном новом жилье, отличающемся от продукта советского домостроения, когда на повестке дня стояло обеспечение индивидуальными квадратными метрами и города стали быстро «расползаться» вширь, что противоречит требованиям современного постиндустриального города.
В 1990-2000-е на волне отказа от всего коллективного лучшим жильем считалось то, где приватизированы все возможные функции. В большой квартире должно было быть место для досуга, спорта, отдыха, дружеских контактов… Но превратить это в массовое явление не удалось.
Главная ценность современного городского жилья — мобильность, а она предполагает снижение издержек на смену места жительства. И это первый важный тезис, который сформулировал в 2020 году архитектор Григорий Ревзин в работе «Как устроен город».
Нам нужны стандартные, ликвидные квартиры, подходящие большинству. Но разнообразные потребности людей необходимо каким-то образом реализовывать. И осуществить это возможно только с помощью городской среды. Второй важный тезис — жители нуждаются в стандартных квартирах с уникальным окружением. Такая установка сильно отличается от того, что предлагали советские и ранние постсоветские градостроители.
Фокус внимания в комфортном городе смещен в сторону создания концентрированной и одновременно разнообразной среды. Квартиры могут быть одинаковыми, но не должно быть двух идентичных мастер-планов. Жилье рассматривается в качестве гетерогенного продукта. В быстротекущей человеческой жизни, тем более при выборе квартиры, возможно большое число сценариев. Брусника выбирает разнообразие, где жилье рассматривается в качестве гибкой услуги с вариативностью планировок.
Плотность — не порок
Необходимо создавать уникальное место — городское пространство нового качества, где идея и градостроительные решения отвечают на вызовы контекста территории.
Планировочная структура, стиль архитектуры, решения в ландшафте должны быть связаны с историей места, его культурным значением в городе. Качество мастер-плана можно оценить по тому, как удается интегрировать смыслы прошлого в современные идеи. Отношение к истории места в проектах подразумевает его эволюционное развитие, встраивание в контекст собственной логики города. Сохранение артефактов создает особенный характер местности, с которой жители себя ассоциируют и ради которой могут приезжать из другого района. Связанная городская среда — целостная концепция, которая органично дополняет и развивает структуру полиса. Город становится бесшовным, а его главной характеристикой — интеграция, а не сегрегация.
Концентрация и разнообразие — это плотная городская застройка с множеством функций и предложений, позволяющих создать пространство для жизни и самореализации человека. Но плотность застройки в данном случае — характеристика пространственная, а не качественная. Она ведет к высокой экономической активности и, как следствие, привлекательности территории. А качество города может быть достигнуто за счет разнообразия городских функций, архитектуры, общественных пространств и их плотности на единицу территории.
Опережающее развитие инфраструктуры позволяет на первых этапах освоения территории создать полноценную и качественную городскую среду. Речь идет не только о базовой инфраструктуре для функционирования дома, но и об объектах социальной сферы, озелененных рекреационных пространствах. Покупатель, приобретая жилплощадь в развивающемся районе, должен быть уверен в возможностях удовлетворения своих всесторонних потребностей.
Что препятствует делать правильно?
В первую очередь, следует обозначить неактуальные стратегии урбанистического развития.
За последние 20 лет города России прошли большой путь в актуализации стратегические документов городского планирования, но во многих по-прежнему сохраняются атавизмы подхода прошлой — индустриальной — эпохи с двумя задачами: дать людям квадратные метры и обеспечить самые базовые потребности. Тогда не думали об интенсивном использовании территории, что вело к «расползанию» города, а большинство пространств оставались монофункциональными.
Современный же город видится иным: пространственная политика должна быть подчинена идее компактности, интенсификации использования пространства и полифункциональности.
Парковочные нормативы тоже родом и духом из той, прошедшей эпохи и еще один барьер на пути к хорошему, комфортному городу XXI века. Эти устаревшие нормативы вынуждают девелоперов «плодить» микрорайоны, окруженные полями машиномест. Профессор Высшей школы экономики, эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики Михаил Блинкин отмечает: пора прекратить себя обманывать и пытаться обеспечить людей одновременно и доступным жильем в границах плотной застройки, и парковочными местами.
Сегодня невыгодно создавать инфраструктуру для транспорта, более 90% времени стоящего без дела. Да и не будет никогда эта инфраструктура поспевать за автомобилизацией. Невыгодна городам и социальная несправедливость, когда горожане, не имеющие машины, субсидируют чужой личный транспорт.
Высокий норматив вреден: он вынуждает инвестировать в то, что не всеми востребовано сегодня и совсем не будет востребовано завтра, когда наши практики мобильности мигрируют к более эффективным средствам передвижения.
Ограничение автомобилизации — процесс эволюционный. Он должен включать дифференцированный подход к парковочному нормативу, разработку правил застройки городских территорий и меры по развитию общественного транспорта.
Последний барьер касается конверта застройки. Речь идет о соотношении плотности, площади и этажности застройки. Текущие граднормативы достаточно подробны, благодаря чему понятны правила, по которым ведется проектирование, — и это хорошо. Но вопрос в том, каковы эти правила. Сегодня они зачастую вынуждают девелоперов строить башни, комфортная же среда представляется среднеэтажной плотной застройкой. Необходимо сбалансировать эти три параметра, чтобы формировать действительно гуманную среду.
Нетиповое разнообразие
Речной порт — уникальный район в Тюмени, родина Сибирского пароходства, центр прогрессивного развития города.
Работа с историей места позволила команде Брусники определить стиль архитектуры домов района, сохранив его артефакты, вписав новые формы разнообразия. Так, два портовых крана обретут достойное место — один будет переустроен в арт-объект, другой сохранит свое положение и будет расписан гаммой красок, характерной для заводской архитектуры.
Замыслом мастер-плана в пойме Оби в Сургуте является создание новой городской среды, ранее не существовавшей. Система комфортных и разнообразных общественных пространств в плотной застройке — улица, площадь, сквер — будет сомасштабна человеку, оберегая жителей от суровых погодных условий. Для этого Брусника провела ветромоделирование и расположила дома, улицы, спроектировала систему озеленения так, чтобы снизить негативное климатическое воздействие на район.
Интересен опыт реализации одного из крупнейших проектов комплексного развития территории Новосибирска — «Евроберег» с застройкой берега Оби современной стильной жилой и коммерческой недвижимостью. Это пример того, как формируется город кварталов, с комфортом и разнообразием. В новый формат вошли такие принципиальные составляющие, как деление на кластеры, адаптивность планировочной структуры, зонирование пространства, работа с геометрией здания. Проектировщикам удалось оптимизировать площадь в пересчете на одного жителя и вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов.
«То, что мы строим, — подытожил Алексей Круковский, — можно рассматривать в качестве архитектуры демократичного жилья с разнообразием морфотипов, включающих многофункциональную застройку, обязательные летние помещения, неоднотипность фасадов, построение городских доминант — мини-башен в 6-7 этажей, гармонично соответствующих человеку».