Какие Вы видите новые экономические инструменты для поддержки малых городов?
— Бесспорно, для поддержки малых городов в них необходимо развивать в первую очередь именно производства. Малые города иногда могут быть центром притяжения для туристов, но далеко не все. Кроме того, внутренний туризм у нас не очень прибыльный. Туризм обязательно надо использовать, это важнейший инструмент. Но для брендирования. А для полноценной поддержки его явно недостаточно. Поэтому государство должно финансировать развитие производств. Тем более, что объективно малые города хороши для производства товаров. Крафтовых. Атом, нефть, газ, алмазы — это все федеральное производство. А вот производство одежды, обуви, мебели — это все прерогатива именно малых городов, и лучше всего такие производства развивать в этих самых малых городах, тем более что они объективно там веками исторически развивались. Мы не создаем новое, мы восстанавливаем старое. Без производств мы не сможем поднять ни культуру, ни образование — ничего.
Как решить вопрос нехватки специалистов и трудоустройства в малых городах?
— Это проблемы взаимозависимые — нехватка мест и нехватка специалистов. Для того, чтобы хватало мест, нужно развивать сами регионы, то есть, грубо говоря, строить больницы, школы, заводы. Причем строить заводы надо исходя из того, что сейчас технологии очень быстро устаревают. Значит, строить нужно не просто новое, а суперновое, чтобы оно стало современным к тому моменту, когда вы его запустите. Наша молодёжь хочет работать на чистом производстве. Чугун таскать уже никому не интересно, поэтому необходимо обязательно развивать именно современное производство. Что касается врачей, фельдшеров, учителей, то, конечно, их надо готовить, но никто не пойдёт туда учиться, если потом невозможно будет найти работу. Для того, чтобы количество выпускников вузов росло по соответствующим специальностям, потребности в этих людях должны быть продемонстрированы и будущем студентам, и их родителям. Нужно усиливать систему подготовки кадров, но её нельзя усилить без того, чтобы параллельно не создавать новые места, иначе это станет «системой подготовки безработных», и никто не пойдёт учиться в вузах тому, что не будет востребовано. Без долгосрочных госпрограмм эти задачи не решить.
Как сделать малые города привлекательными в культурном плане, ведь люди все-таки хотят не только зарабатывать деньги?
— Во-первых, использовать культурное разнообразие малых городов. Большой город тиражирует нас, делает нас похожими, а малые города делают всех разными. Потенциал у них здесь большой. Федеральные культурные достижения мы берём за счёт современных технологий. Если, например, говорим о театрах, то это гастроли. А остальное — то, что дают местные, то, что есть только в этом городе, опять же, при грамотном стратегическом подходе федеральной власти. В каждом малом городе есть что-то свое. Другой вопрос: для того, чтобы люди хотели ходить в музеи и смотреть спектакли, им в детстве необходимо дать хорошее воспитание.
Какие меры могли бы способствовать развитию транспортной доступности?
— Только прямые вложения. Транспорт дает большие экономические выгоды, но он не дает прямых выгод — вы же не строите платные дороги по всей стране. Поэтому нужны огромные бюджетные вложения. Надеяться на бизнес здесь трудно, потому что бизнесу надо развиваться, иначе он просто разорится, другого пути нет. Остается только государство.
Какие сейчас, на Ваш взгляд, есть преимущества для россиян жизни в малых городах в настоящий момент?
— Покой, порядок, отсутствие перманентного стресса. Если там будут соответствующие ценам зарплаты, то преимущества будут очень значительные. Америка из больших городов давно уехала. В тех малых городах России, где происходит экономическое развитие, происходит развитие и социальное, медицины и образования, в этом — заслуга региональных и федеральных властей.