Учительская зарплата – величина непостоянная. И даже трудноопределимая из-за сложности подсчетов и структуры начислений. Уже несколько лет причастные лица пытаются положить конец ситуации, в которой «сеятели» «разумного, доброго, вечного» не получают достойного вознаграждения за свой труд. Наконец и президент в Послании Федеральному собранию поручил «создать новую модель оплаты труда бюджетников», включая учителей, к 2026 году.
А пока, как известно, Путин распорядился организовать выплаты в 5 тысяч рублей ежемесячно для всех классных руководителей и замов директора по воспитательной работе по стране. А в малых населенных пунктах: «небольшие города, райцентры, поселки, села», где менее 100 тысяч населения, доплата составит 10 тысяч рублей. Федеральная выплата пойдет уже с 1 марта.
Но это лишь начало пути учителей к их деньгам. Путин обещал, что новую модель оплаты учительского труда сформируют к 2025 году и запустят в качестве пилотного проекта в нескольких регионах России (Рязанская, Псковская, Белгородская и Нижегородская области). А к 2026 году кабмину предстоит «принять окончательное решение для всей страны» по выработке единой системы зарплат учителей.
Нельзя сказать, что попытки как-то улучшить уровень жизни учителей не предпринимались раньше. Были предложения о реформировании, были попытки «подсластить пилюлю». Только за прошедший год в Госдуме прозвучало несколько «меркантильных» предложений в пользу учителей. Предлагали создать тариф «Учительский» для всех операторов мобильной связи, установить минимальный оклад учителям не ниже двух размеров МРОТ в регионе проживания, приравнять учителей к госслужащим: уровень зарплат сразу поднимется, депутатам ли не знать...
Но 2024 год, похоже, станет все-таки переломным и повлечет зарплатную реформу. Ведь еще раньше, до послания Федеральному собранию, президент тоже высказывался о том, что доходы у учителей «должны быть едиными по всей стране и формироваться по справедливым правилам». Также в разговоре с министром просвещения Путин упомянул, что пора-таки выровнять педсостав в стране в гендерном отношении. Сейчас лишь 15% школьных учителей в России — мужчины.
- Да, действительно, тема непростая и работа предстоит очень сложная, на законодательном, квалификационном, ведомственном и других уровнях, — говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. — Действующих моделей три, насколько я знаю. Есть обычная почасовая, когда имеется ставка и она умножается на коэффициент, который зависит от нагрузки в часах, северный или «вредный» коэффициент есть и т д. Минимальная ставка 18 часов, но учителя, как мы знаем, обычно работают на 1,5 и даже две ставки. Есть похожая модель оплаты, которая учитывает человеко-часы, то есть выплаты зависят не только от того, сколько человек провел уроков, но и от того, сколько детей обучается в классе. Обе они предусматривают надбавки за классное руководство, наставничество, внеклассную работу, дежурства, работу на ЕГЭ и прочее.
Но самая «замороченная» схема, и она чаще всего применяется в регионах, предусматривает небольшую ставку как твердый оклад и разветвленную систему муниципальных выплат. Те самые «стимулирующие», «компенсационные», «региональные» надбавки, премии и так далее. Это самая непрозрачная система, где основная часть дохода человека, получается, зависит от воли вышестоящих ведомств и администрации школы. Не устроило что-то, ну и лишили стимулирующих/компенсирующих…
- Что уже известно о реформе и какой она будет, вероятнее всего?
- Ну, во-первых, министерством ранее принята новая система аттестации и квалификации учителей. Высших и первых-вторых категорий там нет, остался молодой специалист, еще есть специалист с опытом от 3 лет, учитель-методист и учитель-наставник. То есть здесь вроде бы существенная разница в оплате нивелируется.
Во-вторых, на ведомственном уровне уже в 2023 спроектирована новая модель оплаты труда с окладом не менее 2,5 МРОТ в регионе проживания. Есть НПА (нормативные правовые акты – прим. авт.) которые закрепили эти новые квалификации и требования к окладам. И все, вроде, там разумно, оплата труда зависит от ставки, нагрузки, коэффициент по занимаемой должности, по учреждению или структурному подразделению, с учетом квалификационной категории, ученой степени, званий…
- А что тогда не так?
- «Не так» остался уровень подчинения школ. Он у нас в основном муниципальный. Даже у казенных исправительных школ или школ для слабослышащих/слабовидящих и т. д. Есть малая часть ведомственных школ, еще меньше государственных и так называемых «опорных» школ вузов, научных центров, РАН. Есть кадетские корпуса Министерства обороны, Минздрава, православные учреждения. Но основная масса это муниципалитеты. Им Минпросвещения или Минобрнауки, в общем, не указ. В 2022 году была предпринята попытка переподчинить школы, сделать уровень региональным, закон прошел первое чтение. А затем, вероятно, уперся в эту сложность – нужно поменять сотни статей, подзаконных актов… Первое чтение прошли, и все.
- Какую модель оплаты труда учителя вы считаете наиболее справедливой?
- Почасовую, конечно. Без «нагнетания массы» учеников, без сети всяких непонятных «стимулов» и премиальных. Учитывая послание президента, мне кажется, что такую и установят. 2,5 МРОТ очень хорошо, это оклад по ставке 50-60 тысяч. Значит, обычный предметник в Свердловской области на 1,5 ставки уже будет 80 тысяч зарабатывать. Что в 2-3 раза больше того, что получает там средний учитель сегодня. А с надбавками за классное руководство, квалификацию, наставничество педагог даже в провинции сможет зарабатывать 100 тысяч рублей.