«ФедералПресс» разобрался в реальности такой обязанности мэров, а также посмотрел – кому такой закон не нужен, кто и так работает с населением.
Сама инициатива вызвала у экспертов ряд вопросов, например, нет четкого определения – а что такое сама встреча. Ведь количество ее людей и формат проведения могут быть совершенно разными.
Например, можно организовать личный прием по предварительной записи. Как правило, такое мероприятие проводится по заранее подготовленным вопросам и ответам и все сводится к зачитыванию главой документа, который мог быть дистанционно направлен заявителю.
Отдельно источники «ФедералПресс» отмечают, некоторые депутаты и главы такие мероприятия проводят с людьми, заранее отобранными и согласованными с помощниками, лояльными к представителю власти. Соответственно, мероприятие сводится к формату «для галочки».
Второй вариант проведения мероприятия – сбор людей в актовом зале, например, какого-то дворца культуры. Вопрос, что в этом случае, что в предыдущем – а сколько людей должно быть, чтобы мероприятие можно было считать обязательной встречей. Сколько она должна длиться – тоже остается под вопросом.
Не понятен и вопрос информирования. Ведь можно разместить информацию на сайтах администраций, которые, скажем прямо, далеко не все пользуются популярностью. А можно использовать агитационный вариант как на выборах, когда на протяжении нескольких дней идет поквартирный обход с информированием о планируемом мероприятии.
Если вспомнить практику уже имеющихся аналогичных мероприятий, то стоит обратить внимание на возмущение жителей, например, временем проведения. Как правило, чиновники выбирают будний день, время, когда люди на работе или же просто не успеют приехать на долгожданный диалог. Статистика говорит о том, что далеко не все россияне готовы бросить работу ради пяти минут с мэром.
Но главный вопрос у экспертов по поводу предложения ввести обязательные встречи – ответственность. Что ждет главу, который решит не проводить встречи, какое наказание. Сами инициаторы детали такой обязанности на этот момент не уточнили.
Нужен ли закон южным мэрам
Если объективно подходить к введению такой обязанности, то стоит отметить – многим главам регионов такой закон не нужен – они регулярно проводят встречи. Однако есть и те, кто уже попадал в скандалы на фоне желания пообщаться с простыми жителями. «ФедералПресс» посмотрел, кто из мэров региональных столиц встречался с жителями в 2024 году.
Встреча главы Ростова Алексея Логвиненко с жителями закончилась скандалом. Мэр предложил жительнице рухнувшего дома взять кредит, чтобы выплатить ипотеку за потерянную квартиру, а затем взять новую ипотеку для покупки другой квартиры.
Мэр Краснодара Евгений Наумов также провел за три месяца одну публичную массовую по численности встречу. Она прошла с жителями Музыкального микрорайона, проблемы которого известны уже очень давно, а экс-глава региональной столицы, а сейчас председатель правительства Херсонской области Андрей Алексеенко как-то сказал, что это место проще снести, чем что-то исправить. Впрочем, встреча действующего мэра в этом году прошла на фоне президентской кампании, когда жители массово записывали обращения. Решений в ближайшей перспективе среди краснодарцев мало кто ждет.
Массовых встреч с жителями в первые три месяца глав Волгограда Владимира Марченко, Астрахани Олега Полумордвинова, Майкопа Геннадия Митрофанова, Севастополя Михаила Развожаева – найти не удалось.
Глава Элисты Шафран Тепшинов провел встречу с жителями дома, в котором прогремел взрыв. Стоит отметить, что мероприятие прошло на улице, непосредственно у здания, судя по фотографии. Руководитель Симферополя Михаил Афанасьев также встретился с жителями нескольких улиц, чтобы обсудить решение сложившихся проблем.
Если говорить о крупных городах побережья Кубани, то не удалось найти открытых встреч главы Сочи Алексея Копайгородского, а вот мэр Новороссийска Андрей Кравченко встречался в сентябре прошлого года, пока, видимо, это считает достаточным. Глава Анапы Василий Швец регулярно проводит встречи, в этом году мэр встречался с жителями пострадавшего от крупного пожара дома.
Если говорить о Кавказе, то, например, мэр Магаса Зайт Орцханов провел открытую встречу с жителями 10-го микрорайона. Глава Грозного Хас-Магомед Кадыров провел несколько встреч, в том числе и по теме выборов президента России. Глава Ставрополя Иван Ульянченко встретился с вдовами и матерями военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, Героев, отдавших свои жизни за защиту интересов нашей Родины в зоне специальной военной операции и других локальных конфликтов.
Открытых и массовых встреч глав Владикавказа Вячеслава Мильдзихова, Махачкалы Юсупа Умарова, Нальчика Таймураза Ахохова, Черкесска Валерия Дедука – найти не удалось.
Выводы и смыслы
«Не думаю, что эта инициатива найдет отражение на федеральном уровне. Например, у нас в Краснодарском крае сложилась своя партийная практика. В большинстве случаев главы муниципальных образований являются секретарями местных отделений «Единой России». Как руководители партийных структур ведут приемы граждан в местных общественных приемных, участвуют в партийных мероприятиях и встречах. Это не носит обязательный характер, но у нас есть партийная дисциплина, и секретари местных отделений в этом плане показывают пример и депутатам, и секретарям первичек», – прокомментировал первый вице-спикер ЗСК, секретарь реготделения «Единой России» Николай Гриценко.
Руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев считает, что инициатива сделать отчетные встречи глав муниципалитетов ежемесячными содержит здравое зерно, так как администрация проводит большую работу и по некоторым оперативным вопросам следует отчитываться чаще, чем раз в год.
«При этом должна быть четко прописана процедура этой встречи. Не секрет, что чиновники могут пойти по самому легкому пути и организовывать формальные мероприятия для отчетов, приглашая в качестве граждан статистов. Толку от таких мероприятий нет абсолютно. Если ежемесячные встречи с отчетами глав станут публичными и общедоступными, это действительно повысит открытость местных органов власти перед населением – задача, которую не первый год ставит руководство страны. Но возникает и практический вопрос – насколько такие встречи окажутся эффективными? Многие проблемные вопросы требуют правового рассмотрения, не всегда под рукой у главы будет необходимая деятельная информация, да и невозможно все это держать в голове, особенно если речь идет о крупном муниципалитете», –считает эксперт.
Григорий Киселев подчеркивает, что поэтому законодателям необходимо проработать как регулирование таких встреч, так и ее наполнение. Именно от этого будет зависеть, станут ли такие отчеты реальным механизмом обратной связи населения и глав администраций.