Изменения в федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика) внес приказ Минфина России от 13.09.2023 № 144н. Справедливости ради отметим, что данный приказ наделал немало шума среди сообщества бухгалтеров организаций бюджетной сферы. Ведь некоторые привычные бухгалтерские дела с этого года необходимо осуществлять с учетом нового подхода. Кратко о самом главном расскажем в нашей статье.
Внимание! Положения Приказа № 144н применяются с начала 2024 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 01.07.2024.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Теперь в положениях Стандарта «Учетная политика» закреплены общие требования к организации инвентаризации активов и обязательств, ранее которых не было (см. приложение № 1). Другими словами, порядок проведения инвентаризации в государственных и муниципальных учреждениях сейчас систематизирован. А это, в свою очередь, является призывом к пересмотру Положения об инвентаризации, учитываемого в составе учетной политики. Пожалуйста, не забудьте об этом!
Перечислим основные моменты, которые должны быть определены в локальном документе организации бюджетной сферы в обязательном порядке:
- порядок создания и правила работы инвентаризационной комиссии, в т. ч. рабочих комиссий (при необходимости). Положение о комиссии также должно быть разработано!;
- сроки и случаи проведения инвентаризации;
- перечень объектов, инвентаризируемых в тех или иных случаях;
- способы (методы) проведения инвентаризации;
- оформление итогов проведения инвентаризации.
Важно помнить, что даже если учреждение передало полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии, обязанность в закреплении порядка проведения инвентаризации все равно остается за учреждением, а не за ЦБ.
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА
Наряду с вышеуказанными изменениями в этом году учреждениям нужно по-новому организовать свой документооборот.
Напомним, что под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в целях ведения бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в субъекте учета, а также в структурных подразделениях ЦБ, или между субъектом учета и ЦБ с момента составления документов до помещения их в архив (п. 3 приложения № 2 к Стандарту «Учетная политика).
Наверняка в каждой организации бюджетной сферы есть график документооборота. Его форма никогда не являлась унифицированной, поэтому она разрабатывалась на местах самостоятельно. Однако теперь существуют общие требования к графику документооборота. О том, какие сведения должен содержать график документооборота в настоящее время, перечислено в п. 5 приложения № 2 к Стандарту «Учетная политика». Это означает, что графики будут выглядеть более единообразно и стандартизировано.
Таким образом, одной из ближайших задач учреждения является приведение имеющегося графика документооборота в соответствие с базовыми требованиями, предъявляемыми к нему.
Кроме того, в государственных и муниципальных учреждениях должен появиться еще один внутренний документ – это правила документооборота. Такой локальный акт новый, но теперь его наличие обязательно. Поэтому, уважаемые коллеги, не затягивайте, с разработкой и утверждением правил документооборота. Ведь грамотное и четкое построение цепи, по которой будут двигаться первичные документы и регистры бухучета, - один из факторов, оказывающих влияние на качественное составление бюджетной/бухгалтерской отчетности в итоге.