Пакет законов, предусматривающих переход от двухуровневой системы местного самоуправления (МСУ) к одноуровневой, был принят 23 апреля заксобранием Владимирской области. Как говорилось в сообщении пресс-службы регионального парламента, в оптимизации процессов управления МСУ участвуют Собинский и Меленковский районы и округ Муром, чьи главы вышли с соответствующей инициативой.
В результате ряд городских и сельских поселений будут объединены в Собинский муниципальный округ, Меленковский муниципальный округ появится на базе городского поселения Меленки и шести сельских поселений, а округ Муром будет образован в результате присоединения к Муромскому району сельских поселений Борисоглебское и Ковардицкое (сам Муромский район будет упразднен).
«Нововведение не причинит неудобств: людям не придется ни менять документы, ни переоформлять льготы. Преобразования призваны, во-первых, существенно сократить расходы на управленческий аппарат, а во-вторых, повысить эффективность управления и качество жизни населения», – говорится в сообщении пресс-службы заксобрания.
В конце марта двухуровневая система МСУ была ликвидирована в Челябинске, причем с инициативой так же, как во Владимирской области, выступили сами местные власти. Председатель гордумы Андрей Шмидт на заседании регионального парламента заявлял, что практика функционирования двухуровневой системы себя не оправдала. Соответствующие изменения в устав Челябинска планируется внести 21 мая.
24 апреля заксобрание Новосибирской области приняло законы о преобразовании Карасукского, Маслянинского и Татарского района в городские округа. И здесь инициаторами изменений выступили руководители указанных районов.
Тренду на укрупнение муниципалитетов около 15 лет, говорит политолог Александр Кынев. По его словам, параллельно с преобразованием муниципальных районов в городские округа шло объединение сельских поселений. Общее количество муниципальных образований в России в последние годы сокращается в основном за счет ликвидации поселенческого уровня.
Регионом – первопроходцем муниципальной реформы принято считать Московскую область: здесь преобразование районов в городские округа началось еще в 2005 г. Масштаб реформы это приобрело в 2014 г. Как заявлял в 2019 г. губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, оптимизация позволяет экономить порядка 3,5 млрд руб. ежегодно.
Зачастую укрупнение муниципалитетов представляет собой попытку «задрапировать статистику»: тогда отсутствие денег в малом городе или селе растворяется в общем бюджете и проблемы становятся менее видны, говорит Кынев. «В основе этого проблема, которая изначально не была решена, – несоответствие полномочий бюджетам. Практически нигде, кроме богатых городов, на выполнение полномочий МСУ просто нет денег. Зачастую средств хватает только на зарплату работникам», – объясняет он.
Решения о ликвидации поселенческого уровня МСУ принимаются там, где это целесообразно, отмечает сенатор, бывший руководитель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. «Главное не то, в какой формат будет преобразовано управление населенным пунктом. Важно, чтобы в каждом населенном пункте был представитель власти: это может быть и староста, и сходы граждан, если это совсем небольшие населенные пункты. И чтобы этот представитель отвечал за свои полномочия и решал вопросы местного значения на территории этого населенного пункта», – сказал он.
«Многие губернаторы против ликвидации двухуровневого МСУ. Но создается тренд, когда они могут оказаться в меньшинстве. Сам этот процесс связан с финансовой и административной оптимизацией, где поселенческий уровень выглядит самым слабым звеном, что и ведет к его ликвидации», – сказал политолог Ростислав Туровский.
Проект нового закона об общих принципах МСУ, предусматривающий ликвидацию поселенческого уровня, может быть принят в осеннюю сессию, сообщал «Ведомостям» 16 апреля председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. В первом чтении законопроект был принят 25 января 2022 г. Ко второму чтению поступило свыше 700 поправок.