В общественном совете Минстроя считают, что помимо этого необходимо ввести долгосрочное планирование по ремонту ветхих, не подлежащих сносу капитальных домов и определить порядок финансирования, включая переход обязательств новым собственникам помещений, как это сейчас происходит при капитальном ремонте.
Развитие малых городов в 2024 году: невидимая рука рынка
Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил о подготовке нескольких проектов, направленных на развитие сотен малых городов (информацию «Известиям» подтвердили в аппарате вице-премьера). В планах — кардинальная модернизация коммунальной инфраструктуры, критическое реформирование системы льготной ипотеки, ускорение темпов строительства жилья в стране, обновление ветхого жилфонда и благоустройство городской среды в таких населенных пунктах по всей России.
Как стало известно, правительство сформирует список из 2 тыс. опорных населенных пунктов, на основании которого губернаторы будут сами предлагать федеральному центру идеи по модернизации с учетом потребностей населения. По задумке, эти малые города, соединенные транспортными магистралями, должны стать серьезными точками роста.
В общественном совете Минстроя указывают, что программы реализуются в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», в эти 2 тыс. населенных пунктов войдут не только города, но также городские агломерации и крупные села.
Также известны планы развития индивидуального жилого строительства (ИЖС), ожидаются новации в системе ипотечного кредитования: до 1 июля будут утверждены новые программы по семейной ипотеке. В настоящее время уже готов законопроект о ссудо-сберегательных кассах, которые могут стать альтернативным ипотеке механизмом по повышению доступности жилья и продаже его в рассрочку. Как рассказал Марат Хуснуллин на полях Госдумы, этот проект закона будет доработан ко второму чтению в самое ближайшее время.
Кроме того, будет продлена и ныне действующая программа обновления изношенного жилья.
В пресс-службе Минстроя России напомнили, что за пять лет в стране введено уже 499,4 млн кв. м жилья, а к 2030 году планируется достичь показателя в 1 млрд кв. м.
Согласно программе, на модернизацию направят 4,5 трлн рублей из разных источников, она будет доработана с учетом средств, которые будут предусмотрены в соответствии с майским указом президента, говорят в Минстрое. Для этого необходимо использовать внутренний потенциал отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а также сформировать ряд законодательных актов.
Начиная с 2025 года регионы, завершившие расселение из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года, смогут получить финансовую поддержку из федерального бюджета на дальнейшую реализацию программы. В соответствии с поручением президента сейчас прорабатываются новые правила переселения граждан из аварийного жилья, а также продление программы до 2030 года, сказали в Минстрое.
Что такое опорные населенные пункты: планы модернизации городов в РФ
Определение сети из 2 тыс. опорных населенных пунктов — новый для современной России подход, когда внимание федерального центра направлено на социально-экономическое развитие поселений, в которых живут люди, отмечает президент Фонда «Институт экономики города», участница экспертного совета при правительстве РФ Надежда Косарева.
Такой подход позволит выделить основные проблемы на местах и определить необходимые пути их решения, полагает она.
При этом важно при модернизации обеспечить комплексный подход и увязку всех мероприятий как с жилищным фондом, так и с коммунальной инфраструктурой, чтобы повысить комфорт и безопасность проживания граждан, добавляет участница общественного совета Минстроя России, первый заместитель исполнительного директора ассоциации «Совет ЖКХ» Ольга Сердюк.
— Отрасль нуждается в обновлении, невозможно содержать ЖКХ страны только за бюджетные деньги. Необходимо создать рыночные механизмы, чтобы работало привлечение инвестиций, а невозвратные субсидии из бюджета направлять в те муниципальные образования, где невозможно создать рыночные условия, — пояснила эксперт.
При этом Надежда Косарева добавляет, что на первичном рынке жилья назрели отмена льготной ипотеки и модификация иных программ.
По ее словам, применение льготной ипотеки для всего сегмента жилищного строительства хотя и позволило в прошлом году ввести рекордный объем жилья, но привело к существенному росту цен. В результате взлетевшие цены, опережающие рост доходов населения, привели к снижению фундаментальной доступности жилья на рынке.
Доступное жилье: миф или реальность
Председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов рассказал «Известиям», что новые федеральные проекты направлены на реализацию главной задачи — возведение к 2030 году 1 млрд. кв. м жилой недвижимости и обеспечение доступным жильем двух третей граждан.
— Главный вызов жилищного строительства одинаков для всех современных отраслей: это необходимость постоянного обновления, модернизации и актуализации, которая касается как непосредственно стройки, так и обслуживающего ее финансового рынка, и, конечно, инфраструктуры, часто не дотягивающей до требований комфортной городской среды, — говорит Рифат Гарипов.
Неотъемлемой частью жилищной застройки является сфера ЖКХ, которая также требует контроля и обновления по всем направлениям — от коммунальных проблем до регулирования рынка управления многоквартирными домами, считает он.
Надежда Косарева отмечает, что индивидуальное жилищное строительство в последнее десятилетие росло быстрее многоэтажного, несмотря на преобладающую поддержку последнего. Это свидетельствует о спросе граждан на такой тип проживания не только в сельской местности, но и в малых городах, на периферии городских агломераций. Посему для поддержки ИЖС, на ее взгляд, в первую очередь необходимо развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур в районах такой застройки.
Как развивать малые города: коммунальный драйвер
Большая часть коммунальных сетей принадлежит государству на федеральном или муниципальном уровне. Это теплосети, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, отмечает руководитель отдела развития управляющей компании «Группа Комфорт» Иван Лукашенко.
— Единственный выход для ускоренной модернизации коммунальной инфраструктуры — это форма государственно-частного партнерства, основным драйвером роста тут должно быть предоставление максимальных льгот населению, а их компенсацию можно использовать для прокладки новых сетей, — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас тарифы рассчитываются и утверждаются с учетом модернизации, но за тем, как она происходит и в полном ли объеме реализуется, никакого контроля нет, при этом год от года тарифы повышают. Следовательно, у ресурсоснабжающих организаций нет желания тратить средства и что-то обновлять, а вся деятельность сводится к латанию дыр и устранению аварий, — считает Иван Лукашенко.
— Необходима конкуренция на работах, связанных с модернизацией или прокладкой новых сетей. Возможно создание специального органа от государства, который контролировал бы работы и был обязан подписывать акты выполненных работ перед повышением тарифа. То есть нет работ — нет повышения тарифа, — говорит эксперт.
В свою очередь, экс-мэр города Черкесска, депутат думы Ставропольского края Петр Коротченко отмечает, что еще одной важной проблемой является развитие сельских населенных пунктов на коммунальном уровне.
— Проблема развития сельских территорий действительно назрела и является жизненно необходимой, поэтому было бы логичнее сделать ее правительственной, — считает он.
Ветхое жилье: как ремонтируют, как избежать аварий
В отношении ветхого жилья, которого пока еще очень много как на селе, так и в малых городах, Иван Лукашенко предлагает усовершенствовать законодательство так, чтобы частные управляющие компании были заинтересованы в ремонте.
— УК должно быть выгодно взять такой ветхий, но не аварийный дом под управление и с помощью фонда капремонта или за счет субсидий от государства заменить крышу, коммуникации, отремонтировать МОПы и заменить лифты, — поясняет эксперт.
По его словам, пока всё ложится на плечи самих жителей, а такие траты им не всегда под силу даже через целевые сборы по решению собрания собственников.
— Также важно заметить, что стоимость земельного участка под расселенным домом не учитывается при выплате компенсаций или расселении, хотя в дальнейшем такие участки могут быть проданы даже без сноса МКД для реконструкции или застройки, — поясняет эксперт.
Участница общественного совета Минстроя России, директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая убеждена, что своевременный, качественный капитальный ремонт позволит переломить ситуацию с ускоренным ветшанием многоквартирных домов. При этом действующая система управления не всегда позволяет это реализовать, уточняет эксперт.
Она полагает, что прежде всего необходимо решить ряд вопросов, связанных с дополнительным финансированием ремонтных работ в многоквартирном доме, так как собственники помещений не смогут нести такую нагрузку.
— Для обеспечения финансирования работ требуется урегулировать налоговое законодательство и защитить возврат денежных средств лицу, вложившему средства в текущий и капитальный ремонты, заключает Вепрецкая.