Совместное совещание Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению с Российской муниципальной академией и Отделением Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам на тему «Об актуальных вопросах регионального и муниципального строительства в Российской Федерации с учетом современных геополитических и экономических вызовов и рисков» (г. Москва, Круглый зал Дома Союзов, 22 марта 2024 года)

Тип: статья

Вел совещание президент Российской муниципальной академии, президент Общенационального союза некоммерческих организаций и социальных предприятий, сопредседатель Федерального Экспертного Совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, сопредседатель Оргкомитета Федерального Народного Совета, академик РАЕН, академик IATR Александр АЙГИСТОВ.

Открывая заседание, ведущий огласил приветствия участникам мероприятия от председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, сопредседателя Организационного комитета Федерального народного совета, академика Российской муниципальной академии Вячеслава ТИМЧЕНКО, который поздравил Российскую муниципальную академию с 25-летием со дня основания и пожелал ей процветания и дальнейшего развития.

Также участников мероприятия поприветствовали находящиеся в президиуме: сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена ШУМИЛОВА и депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по экономической политике Виктор КАЗАКОВ.

Государственные деятели единодушно подчеркнули, что за время работы Российская муниципальная академия объединила большое количество ведущих учёных и практиков в области местного самоуправления и развития территорий, людей, которые посвятили свою жизнь служению нашей Родине.

Александр АЙГИСТОВ, в своём приветственном слове отметил, что местное самоуправление в Российской Федерации имеет давнюю историю и богатые традиции. Сменявшие друг друга эпохи вносили свои коррективы в его деятельность, но лучших представителей земств, органов городского самоуправления, советов народных депутатов неизменно отличали компетентность, принципиальность, стремление честно служить Родине, людям. За минувшие годы они внесли большой вклад в совершенствование отечественного здравоохранения, образования, просвещения, предпринимательства, способствовали продвижению в обществе высоких идей добровольчества, благотворительности, милосердия и попечительства.

Председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, почетный председатель Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам Алексей ДИДЕНКО сообщил, что, действительно, в Российской Федерации нет ни одного более или менее значимого вопроса, который мог бы быть решен вне пределов формирования и осуществления федеративных отношений, региональной политики и местного самоуправления, без учета специфики построения единой системы  публичной власти в государстве федеративного типа.

«Опережающее развитие инфраструктуры является важнейшим условием для наращивания деловой, инвестиционной активности, создания рабочих мест. Строительство и ремонт инфраструктуры сетей, коммуникаций, систем общественного транспорта – всё это огромная работа, которая ведётся на уровне регионов и муниципалитетов, в том числе в рамках национальных проектов. И ей нужно уделять особое внимание, поскольку решение этой задачи направлено в первую очередь на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан, и, как следствие этого, на сбережение и умножение народа, на поддержку материнства и семей, многодетных семей особенно, на сохранение и развитие человеческого потенциала местных сообществ.

Не случайно Президент в своем Послании 29 февраля 2024 года указал на списание 2/3 бюджетных кредитов регионов с целью направления высвобождающихся средств на поддержку инвестиций и инфраструктурые проекты. Кроме того, в Послании Президент отметил, что особое внимание нужно уделить сельским территориям, регионам, где продолжительность жизни пока ниже, чем в среднем по России. На решение этих задач будет нацелен национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». В том числе на решение данной задачи направлено поручение Президента о строительстве в малых городах, на сельских территориях не менее 350 спортивных объектов на что будет направлено 65 миллиардов рублей из федерального бюджета», – заявил Алексей ДИДЕНКО.

Продолжая заседание, президент Российской муниципальной академии Александр АЙГИСТОВ напомнил о главных заявлениях Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА на Совещании с главами муниципалитетов субъектов Российской Федерации, прошедшего в начале текущего года.

Глава государства заявил, что муниципалитеты должны более активно участвовать в формировании общенациональной повестки развития. Он отметил, что в конце прошлого года стартовала программа развития муниципального кадрового управленческого резерва «Школа мэров», на первых двух потоках обучается уже 160 человек, в этом году будут запущены еще два потока. Начал работать «Цифровой университет муниципалитетов».

Действует программа сопровождения молодых государственных и муниципальных служащих «ГосСтарт». Все программы подготовки кадров должны быть доступны новым территориям, им нужно встраиваться в правовую систему Российской Федерации. Проводится детальная инвентаризация всех расходных полномочий муниципалитетов.

Правительство должно принять решение об исключении дублирующих функций местного самоуправления.

В свою очередь, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей ДИДЕНКО констатировал, что в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо завершить работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных отраслевым федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в Федеральных законах от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», результатом чего должна стать, в том числе, отмена тех полномочий муниципалитетов, которые не соответствуют указанным вопросам местного значения.

Кроме того, в результате инвентаризации полномочий муниципальных образований следует выработать предложения о внесении изменений в отраслевое законодательство Российской Федерации, предусматривающих исключение (минимизацию) установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), непосредственно влияющих на объем расходных обязательств муниципальных образований.

В настоящее время в бюджетной системе Российской Федерации сохраняется тенденция к значительной дифференциации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, в том числе налоговому потенциалу и по уровню финансовой стабильности, что также является фактором для выделения значительных средств из федерального бюджета на обеспечение выравнивания уровня бюджетной обеспеченности разных субъектов Российской Федерации и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанная дифференциация приводит к необходимости централизации финансовых средств в федеральном бюджете при значительном дефиците финансовых средств большинства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и последующем перераспределении их существенной части между бюджетами нижестоящих уровней бюджетной системы в качестве межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

Данный фактор приводит к дотационности и финансовой зависимости бюджетов нижестоящих уровней от бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы и к отсутствию у них достаточных стимулов для развития собственного налогового потенциала.

«В связи с этим полагаем, что решение проблемы по сокращению дифференциации уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должно стать приоритетом государственной социально-экономической политики», – сказал в заключение Алексей ДИДЕНКО.

Выступая, президент Российской академии естественных наук, академик Российской муниципальной академии Пётр БУРАК остановился на актуальных проблемах совершенствования методологии и организации стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

В частности, он отметил важность четкого разграничения сфер директивности и индикативности в планах, формирования строгой иерархической системы плановых документов на уровне регион – муниципальные образования, а также решения методологических вопросов применения информационных технологий в плановом процессе, с учетом принципиально новых возможностей, которые предоставляют технологии Big Data, нейросети и искусственный интеллект.

Председатель организационного комитета Российского муниципального форума, член Президиума Российской муниципальной академии Светлана ЮРКОВА в своем выступлении отметила, что обсуждаемая на мероприятии тема государственного и муниципального строительства продолжает оставаться актуальной.

«Эта тема регулярно обсуждается на свободной площадке проводимого при поддержке Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также Российской муниципальной академии, Российского муниципального форума (далее – Форум), одним из результатов которого является итоговая Резолюция, в которой отражаются взгляды участников на имеющиеся проблемы и предлагаемые варианты их решения.

В ходе проведения последнего Форума среди самых существенных проблем были отмечены отсутствие новых Основ государственной политики в области местного самоуправления, несоответствие между компетенцией и ресурсами местного самоуправления, необоснованное укрупнение муниципальных образований.

По мнению участников Форума, отсутствие Основ государственной политики в области местного самоуправления препятствует его целенаправленному и планомерному развитию; компетенция, включающая множество несвойственных сущности местного самоуправления полномочий, не может быть обеспечена имеющимся в настоящее время ресурсами; повальное укрупнение муниципальных образований противоречит его природе и задачам. Проведение крупномасштабной реформы местного самоуправления в создавшихся в стране и мире условиях само по себе может вызвать серьезные проблемы в управлении на местном уровне.

Продолжением дискуссии стало выступление главы администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, академика Российской муниципальной академии Наталии ЗИМАРИНОЙ.

Она напомнила, что целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

«Однако, – отметила Наталия ЗИМАРИНА, – приоритетные задачи, которые были отражены в стратегическом планировании развития территорий, поменялись. В 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки решений актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений, которые затронули не только большие города, но и сельские поселения.

В связи с последними событиями, органы местного самоуправления вынуждены работать в более сложных условиях, выполнять задачи, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации и диктует время.

Но эти задачи не обеспечены финансово: работа с вынужденными переселенцами, помощь семьям мобилизованных и военнослужащих, которые служат по контракту, постоянный сбор и отправка гуманитарной помощи в зону проведения специальной военной операции. Для решения этих задач требуется консолидация нашего общества, активная работа с жителями, предпринимателями.

К тому же, порой возникают вопросы, которые органы местного самоуправления не могут решить самостоятельно, без помощи регионального руководства, а инновации и преобразования органы региона просто «гнут через коленку», не погружаясь точечно в специфику отдельно взятого района или сельского поселения. Для решения этих вопросов необходимо более индивидуально и точечно подходить к вопросам инноваций и преобразований, исходя из специфики отдельно взятого района и мнения жителей», – заявила глава сельского поселения.

Старший научный сотрудник ФГБУ «Вологодский научный центр Российской академии наук», член – корреспондент Российской муниципальной академии Николай ВОРОШИЛОВ в своём выступлении отметил, что в части развития городских агломераций важно: федеральным органам власти – нормативно установить критерии определения состава и границ агломерации, проработать меры поддержки реализации проектов/мероприятий в агломерациях за счёт софинсирования из федерального бюджета; органам местного самоуправления (МСУ) – подписать соглашение о создании и совместном развитии соответствующей агломерации, совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации – разработать Стратегию и программу развития агломерации, а также пул внутриагломерационных проектов.

Выступающий уверен, что в части совершенствования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» целесообразно: федеральным органам власти совместно с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами МСУ, научного и экспертного сообщества проработать вопросы о расширении направлений программы (в части стимулирования развития в том числе и несельскохозяйственных видов деятельности, более масштабного развития инженерной инфраструктуры и др.), о корректировке критериев отбора крупных проектов КРСТ (исключить или заменить показатели, на которые не могут повлиять органы местного самоуправления в краткосрочном периоде), об уменьшении доли софинансирования проектов/мероприятий программы со стороны органов МСУ до 5-10%.

Отвечая на многочисленные вопросы участников заседания, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей ДИДЕНКО заявил, что в целях создания стимулов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по развитию налогового потенциала, расширению их финансовой самостоятельности, можно было бы рассмотреть возможность постепенного повышения доли доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (до 50%) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а также постепенного повышения доли доходов консолидированных местных бюджетов (до 50%) в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом четкого и оптимального разграничения полномочий и финансовых ресурсов между уровнями публичной власти, которое должно быть произведено в аналогичной пропорции.

Всё вышеуказанное говорит о необходимости смены фискальной налогово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований, на политику,

обеспечивающую стимулирование органов местного самоуправления к устойчивому и гармоничному социально-экономическому развитию соответствующих территорий, и повышению их человеческого потенциала.

Также государственный деятель выразил уверенность в том, что немаловажную роль в социально-экономическом развитии страны, ее устойчивой, территориальной целостности и национальной безопасности играют документы стратегического планирования, от принятия и реализации которых зависит устойчивость к реалиям и вызовам настоящего времени всего государства в целом, а также его субъектов и муниципалитетов.

«В этой связи в современных условиях принципиально важным представляется, во-первых, переход к системе стратегического планирования на всех уровнях публичной власти (включая региональный и муниципальный), обозначенный принятием и последующей корректировкой Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Положения этого закона дают основания полагать, что необходимым элементом долговременного стратегирования должно стать также и совершенствование экономико-правовых основ федеративных отношений, регионального и муниципального развития.

Во-вторых, важным направлением в сфере стратегического планирования является корректировка действующих и принятие новых ключевых документов по вопросам национальной безопасности Российской Федерации, которые в условиях введения в 2022 году в отношении Российской Федерации международных экономических санкций должны обеспечить сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие нашего государства, его субъектов и муниципальных образований, а также развитие стратегически важных для нашей страны отраслей экономики и социальной сферы.

Данные документы формируют институционально-правовую основу и «содержательный вектор для дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений, регионального развития и местного самоуправления», – сказал в заключение Алексей ДИДЕНКО.

Итоги заседания кратко подвёл советник мэра Москвы, профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, президент Ассоциации землячеств Москвы, вице-президент Российской муниципальной академии Владимир ЗОТОВ, который отметил, что местное самоуправление в современных условиях представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества и не случайно состояние и перспективы развития местного самоуправления определены как ключевые в контексте задач по дальнейшему развитию нашей страны.

«Актуальность анализа тенденций развития местного самоуправления в современной науке и практике определяется разнонаправленностью и противоречивостью факторов, обуславливающих протекание данного процесса в сегодняшних политических, правовых и социально-экономических условиях.

С одной стороны, функционирует нормативно-правовая база, легитимирующая вопросы местного самоуправления, ее реализации способствует определенная политическая поддержка региональных администраций и сообществ, а также федерального центра.

С другой стороны, на практике обнаруживается большое число проблем, связанных с реальным воплощением заявленных в законодательстве и политических декларациях стратегических направлений и задач развития самоуправления на местах. Существующая противоречивая практика реформирования местного самоуправления в регионах России не только актуализирует всесторонний и непрерывный мониторинг его изменяющегося состояния, но и диктует необходимость научного исследования дальнейших тенденций развития данного процесса», – считает Владимир ЗОТОВ.

Вице-президент Российской муниципальной академии подчеркнул, что многозначность и пока еще недостаточная урегулированность понимания термина «местное самоуправление» имеют многочисленные последствия в части разделения полномочий между федеральным центром, регионом и местным уровнем применительно к анализируемым нами муниципальным объектам. Так, в частности, его понимание как конституционного права граждан относит вопросы регулирования к ведению Российской Федерации, а в случае трактовки как формы народовластия, формы организации публичной власти, регулирование относится к совместному ведению Российской федерации и субъектов Российской Федерации, что вызывает на практике проблемы как организационного, так и управленческого характера.

В рамках мероприятия состоялась Торжественная церемония присвоения академических званий и вручения дипломов и наград новым адъюнктам, членам-корреспондентам и академикам Российской муниципальной академии.

Торжественную церемонию провели президент Российской муниципальной и секретарь Президиума Российской муниципальной академии академии Александр АЙГИСТОВ, Вадим ДЕСЕНКО.

Президент РМА напомнил, что Российская муниципальная академия была образована в 1999 году и стала первым научным учреждением в Российской Федерации (в форме общероссийской общественной организации), объединившим ведущих учёных и практиков в области муниципального управления. 25 лет назад она была создана по инициативе мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА и префекта ЮВАО г. Москвы Владимира ЗОТОВА, а её первым президентом стал вице-мэр Москвы Валерий ШАНЦЕВ.

Своей приоритетной задачей РМА считала поддержку и развитие муниципальных образований, которая на тот момент со стороны госструктур, да и общества в целом, была минимальной. Поэтому к работе по законотворческой деятельности привлекли ведущих теоретиков и практиков.

Дальнейший этап развития деятельности академии направлен на укрепление местного самоуправления и комплексное развитие территорий. При этом одной из главных задач является выявление успешных ученых и практиков, работающих в этой сфере. Из них отбираются наиболее талантливые, опытные, которые могут быть удостоены академических званий.

Младшее из этих званий – адъюнкт. Его присваивают молодым учёным и тем, кто ещё не имеет высшего образования, но при этом осуществил проекты, потенциально значимые для развития муниципалитетов.

Следующая ступень – звание члена-корреспондента – присваивается за значительный вклад в территориальное развитие.

Действительный член (академик) – это высшее академическое звание. Оно присваивается уже за выдающийся вклад в развитие местного самоуправления, местных сообществ, за формирование гражданского общества на территориях. А иностранные граждане удостаиваются звания «почётный академик».

Российская муниципальная академия мониторит работу муниципальных служащих и местных депутатов, которые «работают на земле», непосредственно общаются с людьми. Кроме того, академия в курсе множества успешных муниципальных проектов и лучших муниципальных практик, за которыми стоят конкретные люди, настоящие патриоты родного края, нашей замечательной Родины.

Звание члена – корреспондента Академии удостоена генеральный секретарь Общественной Палаты стран ЕАЭС Гаянэ АРУТЮНЯН.

Адъюнктом Российской муниципальной академии стал председатель Молодёжной межрегиональной общественной организации всестороннего развития молодого поколения «Весь мир един», главный инженер Фабрики нетканных материалов «Весь мир» Ян ГОЛУБКОВ. Членом – корреспондентом Академии стала российский психолог и писатель, обладатель почётного титула «Миссис Россия Гранд – 2023» Татьяна ДРУГОВА, автор метода «Ролевая трансформация».

Также членом – корреспондентом РМА стал руководитель направления медиа и СМИ Коалиции здоровья БРИКС, основатель социального проекта «Наследие», корреспондент российского новостного агрегатора и измерителя рейтинга сайтов и интернет-радио MediaMetrics, член Союза журналистов России Александр МУТОВКИН (творческий псевдоним ДЕРЖАВИН). Звания академика удостоен Директор ГБУ Дом социального обслуживания «Лосиноостровский» (Психо – неврологический интернат № 22 г. Москвы), член совета Национальной ассоциации участников социального обслуживания Антон КЛЮЧЕВ. Академиком Российской муниципальной академии стал помощник председателя правления Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции православных храмов во имя святого Архангела Михаила Алексей КОСТЫШИН. Высшего академического звания удостоен выдающийся российский учёный, руководитель Лаборатории изучения интеллекта человека, врач – нейрофизиолог Андрей КУЗНЕЦОВ. Звания академика удостоена генеральный директор туристической компании SabayTravel Мария (Инесса) ОНИЩЕНКО. Звания академика удостоена также руководитель Комитета по труду и кадровой политике Администрации г. Белгорода Анна ПАШКОВА. Академиком стал глава муниципального района «Алексеевский» г. Москвы Игорь СТРАХОВ. Высшего академического звания РМА удостоен президент Ассоциации полиграфологов России Константин СТОЯЛОВ. Членом – корреспондентом Академии стала заместитель главы муниципального округа «Туматский национальный наслег» муниципального района «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Лариса ТОСКИНА. Академиком стала генеральный директор Компании «КАМИЛАЙТ» Гульназ ХАФИЗЕТДИНОВА, пообещавшая, благодаря помощи Российской муниципальной академии, создать новую среду обитания в её родном муниципалитете «Джалиль» в Республике Татарстан. Звания академика удостоена председатель Коалиции Здоровья БРИКС, руководитель департамента по инновациям и авторским технологиям Союза «Здоровье здоровых», генеральный директор Компании «Альсария» Елена ШУРАЕВА из Орловской области.

Новых членов Академии приветствовал и напутствовал руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, председатель Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, председатель ФЭС, академик РАЕН Игорь БАБИЧЕВ, который подчеркнул важность того факта, что в целях защиты национальных интересов России в области науки Российская муниципальная академия содействует решению важнейших социально-экономических задач Российской Федерации, развитию отечественной науки в области муниципального управления, используя свой научный потенциал и научные контакты с ведущей научной общественностью России и мира.

Реализуя мероприятия по стимулированию научных разработок в области муниципального управления и экономики, Академия проводит активную работу по созданию организационно-экономических и правовых условий, учреждает специальные премии, проводит работу по социальной и правовой защите особо талантливых молодых специалистов и ученых.

Президент Российской муниципальной академии Александр АЙГИСТОВ поблагодарил Игоря БАБИЧЕВА за высокую оценку деятельности РМА и сообщил, что Академия в своей деятельности исходит из того, что базой для формирования знаний в области муниципального управления являются три основных направления: история развития, реформ и становления системы муниципального управления; правовое и нормативное обеспечение системы муниципального управления; организация и управление в муниципальных системах.

При этом Академия проводит широкий спектр исследований и разработок в области муниципального управления, консультирования и образовательных технологий для профессионализации муниципального управления, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих – одного из ключевых направлений развития местного самоуправления, издаёт журнал «Муниципальная Академия», зарегистрированный в ВАК, участвует в издании журнала «Местное право», также рекомендованного ВАК.

Академик РМА, президент Научно-образовательного объединения «Журавли-Диалог» (г. Сургут) Людмила ЖУРАВЛЁВА дала высокую оценку деятельности Российской муниципальной академии и обратила внимание присутствующих на то, что для укрепления суверенитета России нужны люди с развитым гуманитарным потенциалом – интеллектуальные, умелые, нравственные.

Именно от потенциала нравственности и интеллекта людей зависит судьба страны. Интеллект как сумма компетенций, выросший на почве безнравственности, опасен. Здоровое общество складывается не из «винтиков», а из личностей, сформировать которые может только личность воспитателя, педагога, наставника. И на местах, в российских глубинках – это главная, центровая фигура в воспитании молодого поколения.

Людмила ЖУРАВЛЁВА предложила РМА идею создания региональных институтов, деятельность которых будет направлена на повышение квалификации педагогов всех специальностей по вопросам сближения образования с российской культурой и экономикой на принципах свободного, справедливого, солидарного, интегративного, гармоничного общества и государства.

С предложением о создании и развитии в рамках РМА собственной научной школы и построения на ее базе всероссийской и международной сети научных школ и консалтинговых организаций по вопросам регионального, муниципального и местного самоуправления выступил генеральный директор Института общественного развития, главный учёный секретарь Российской муниципальной академии Виктор ИВАНОВ.

Далее состоялось вручение почётных дипломов и наград Российской муниципальной академии. Дипломами «За вклад в развитие солидарного гражданского общества в Российской Федерации» награждены Академик РМА Валерий КАЛЮЖНЫЙ (г. Санкт – Петербург), исполняющий обязанности управляющего делами РМА Станислав ВОЛКОВСКИЙ, член – корреспондент РМА Алексей ЩИТОВ.

Медали «За большой вклад в развитие местного самоуправления в Российской Федерации» удостоена сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена ШУМИЛОВА, медали «За доблестный труд» удостоен президент Ассоциации полиграфологов России Константин СТОЯЛОВ.

После церемонии награждения состоялось чествование лауреатов всероссийских конкурсов Российской муниципальной академии, организованных совместно с Союзом журналистов России, журналом «Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития» при поддержке Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, которое открыла секретарь Союза журналистов России Наталья ЧЕРНЫШОВА.

журнал Местное право 2024 N 2