По новым рельсам
Первый трамвайный маршрут в Курске, заработавший в начале марта, продолжает преображаться. Бригады асфальтируют пространство между путями. Это провоцирует пробки, но все принимают их как временное явление. Городу предстоит модернизация других трамвайных маршрутов, так что с движением по дорогам сложности усугубятся.
К самим новым трамваям пассажиры привыкли очень быстро, как и ко всему хорошему. Однако автомобилисты, подзабыв о существовании электротранспорта и не ожидая скорости новых вагонов, уже спровоцировали ДТП с зелененькими "Львятами". Эксперты от транспорта называют такой процесс подстройки естественным и предполагают, что он затянется, ведь на другие маршруты также выйдут блестящие заводской краской вагоны, которые в отличие от прежних передвигаются не только быстро, но и почти бесшумно.
В Липецке перемен в трамвайном движении пока только ждут: более 10 километров новых путей под новые вагоны уже уложено. Сами трамваи - светлые с ярко-бирюзовым основанием - уже в депо ожидают первых рейсов. Мэр Липецка Евгения Уваркина сообщила, что в город прибыли более 40 вагонов, которые должны курсировать и по обновленным маршрутам, и по вновь построенной пятикилометровой ветке.
- Они оборудованы интеллектуальной системой контроля за состоянием водителя, климат-контролем, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты и USB-разъемами для зарядки гаджетов, - напоминает мэр. - В мае мы планируем провести технический пуск трамваев, а в июне на них уже поедут пассажиры. Завершится вся модернизация до конца 2025 года.
Перемены к лучшему ощущают не только пассажиры, но и сотрудники транспортных предприятий. После полного запуска обновленной трамвайной инфраструктуры обслуживающие ее специалисты перейдут в компанию-концессионер. Сотрудникам уже объявили, что социальный пакет там будет не хуже. Впрочем, в Липецке дополнительную поддержку водителям оказали уже сейчас: повышение заработной платы профинансировано более чем на 70 миллионов рублей.
Легче дышится
Модернизация общественного транспорта может идти не без шероховатостей, однако в целом для развития городского пространства она становится своеобразным катализатором. Помимо тотального обновления трамвайной инфраструктуры в городах Черноземья ответственно и даже дотошно подошли и к автобусным маршрутам.
Подвижной состав максимально обновили и в Липецке, и в Курске, и это нашло свое отражение в совершенно далеких от пассажирских перевозок сферах.
Так, липецкий губернатор Игорь Артамонов, анализируя промежуточные итоги стремительной транспортной реформы, обратил внимание на кратное снижение количества жалоб на качество воздуха. Казалось бы, где связь? Однако он напомнил о том, что еще несколько лет назад липчане писали: "Нечем дышать", - а аналитики подтвердили, что старые автобусы и в целом обилие машин на городских дорогах и провоцируют вот это недовольство. Значительная доля выбросов в атмосферу идет как раз от транспорта.
Теперь же, когда в Липецке автобусы заправляют газомоторным топливом высокого экологического класса, проблема потеряла былую остроту. Причем судить об этом можно не только по объему жалоб от людей, но и по замерам профильных лабораторий. И если учесть, что совсем скоро в городе возобновится трамвайное сообщение, то можно предположить: часть липчан, желая банально сэкономить время, пересядут в вагоны, отказавшись от личного транспорта.
В Курске этот тренд уже намечается, хотя запущен только первый маршрут. Жительница Железнодорожного округа Татьяна теперь считает, сколько денег сэкономила на топливе, оставив свою малолитражку в гараже.
- Как пустили трамвай, так я им и пользуюсь, - говорит она. - В час пик лучшего не придумать: ни пробок для него не существует, ни опозданий. Четко катимся по рельсам. Единственный минус - не одна я такая, многие из нашего района в центр едут в свои офисы, и в салоне становится тесновато. Ну несколько минут и потерпеть можно. Зато никакого стресса: из-за пробок на работу не опоздаешь.
Светлая полоса
Для курян ситуация с пробками стала настоящей проблемой. Машин становится все больше, работы на трамвайных путях забирают часть дорожного пространства. "Пересесть на автобусы? Нет, стоять в пробке комфортнее на своем авто", - рассуждают в столице Соловьиного края, и логика понятна. Простаивающие в пробках автобусы теряют главное конкурентное преимущество - скорость перемещения. Его и хотят вернуть чиновники. Первый заместитель профильного министра региона Александр Васильченко назвал единственный способ сделать транспорт быстрым - "дать ему приоритет в движении, сделать его менее зависимым от пробок".
- Одним из главных инструментов является выделенная полоса, - отмечает он. - Только как делать выделенки?
Эксперт отмечает, что специальная полоса для общественного транспорта организовывается там, где автобусам и троллейбусам сложно проехать, в том числе на узких улицах. При этом выделенки не могут одиноко работать в разных уголках города - нужна целая система связанных между собой полос.
- Нельзя просто взять и нарисовать выделенку. Нужно подготовить систему к этому: если необходимо, расширить проезжую часть, предусмотреть схему движения на перекрестках, пересмотреть светофорные фазы, установить камеры, - говорит Александр Васильченко. - Нужно предупредить людей и провести качественную агитработу. Люди боятся нововведений, а тут - о боже! - отберут две полосы! Все встанет в пробках! Жителям нужно рассказать, что это необходимо, что это позволит значительно увеличить скорость передвижения для общественного транспорта. Пробки будут и с полосами, и без них, но появится альтернатива - ехать или стоять.
Впрочем, уже существующие выделенки в центре города - яркая иллюстрация всех экспертных тезисов: автобус по ним едет быстрее, но, как только приоритетная полоса заканчивается, встает, как все.