Пермь. Почему в городе растет число безбилетников в общественном транспорте?

Тип: статья

Однако подобные угрозы, по-видимому, совсем не пугают пермских «зайцев». Доля безбилетников в общественном транспорте в этом году приблизилась уже к отметке в 25 %, то есть теперь не платит за проезд каждый четвертый пассажир. Как мэрия Перми собирается дальше бороться с нарушителями, а также другие итоги работы городского транспорта в первом квартале 2024 года – в материале «ФедералПресс». 

Пассажиропоток вырос за счет… «зайцев»

В первом квартале этого года общественный транспорт в Перми перевез на 2,4 млн человек больше, если сравнивать с таким же периодом 2023 года. Пассажиропоток в автобусах и трамваях в январе – марте нынче составил 58,2 млн человек против прошлогодних 55,8 млн за эти же месяцы. Такие цифры на заседании комитета по экономическому развитию гордумы 21 мая озвучил начальник дептранса Анатолий Путин.

Казалось бы, с экономической и бюджетной точек зрения можно порадоваться росту числа пассажиров в городском транспорте. Если бы не одно но: количество тех, кто платит за проезд, не изменилось. Число добросовестных пассажиров в первом квартале осталось на уровне аналогичного периода 2023 года – 43,9 млн человек. По сути, рост пользователей общественного транспорта произошел за счет безбилетников. Доля «зайцев» в пермских автобусах и трамваях теперь составляет уже 24,5 %. Хотя, как уточнил на комитете депутат Эдуард Мирзамухаметов, плановый показатель по безбилетникам был 21 %.

Одной из причин такой ситуации Анатолий Путин назвал переход практически всей маршрутной сети на бескондукторную систему оплаты проезда. В течение прошлого года кондукторов убрали еще с 20 автобусных маршрутов.

«Фактически сейчас в Перми остался только один автобусный маршрут, где можно встретить кондукторов. На фоне этого произошло увеличение числа неоплаченных поездок – особенно в начале первого квартала этого года. Рост количества безбилетников также был связан с недостаточным количеством проверок контрольно-ревизорской службы (КРС) в этот период», – пояснил депутатам Анатолий Путин.

Но, добавил он, в феврале гордума приняла решение повысить фонд оплаты труда сотрудникам КРС. При этом зарплату не просто подняли, а ввели систему премирования в зависимости от эффективности работы.

«С конца февраля увеличились показатели работы КРС – количество проверок, составленных протоколов. Это позволило в конце марта переломить динамику – с увеличения на снижение безбилетных пассажиров», – заверил начальник департамента транспорта.

По словам Путина, ревизоры за первые три месяца этого года провели больше 29,2 тысячи проверок в пермских автобусах и трамваях. Они составили 4380 протоколов, на основании которых было выписано 2146 постановлений о штрафах.

Депутат спешит поздравить

Тем не менее у депутатов возникли вопросы по качеству работы КРС в этом году.

«Коллеги, спешу поздравить вас: мы приблизились к очередной «юбилейной» цифре – 25 % безбилетников. Вопрос к работе службы КРС довольно серьезный. Посмотрел статистику: в прошлом году ревизоры провели порядка 180 тысяч проверок, то есть в среднем по 45 тысяч проверок в квартал. Сейчас же всего 29 тысяч проверок. Разница колоссальная», – констатировал Марк Коробов.

Также он сравнил статистику по выписанным постановлениям о штрафах. Как отметил парламентарий, всего за прошлый год их составили около 18 тысяч, или 4,5 тысячи в среднем за квартал.

«В первом квартале этого года выписали в 2,5 раза меньше – 2146 постановлений. Мы держим КРС для проформы?» – поинтересовался Коробов у Путина.

На это глава департамента транспорта пояснил, что не весь этот объем работы выполняется силами контролеров.

«Вынесением постановлений занимаются районные административные комиссии. Они, как правило, выписываются за прошлый период. И маленькое число постановлений в первом квартале – это следствие небольшого объема протоколов в четвертом квартале 2023 года», – заметил Анатолий Путин.

Депутат Алексей Овчинников спросил у него, когда в салонах автобусов и трамваев появятся датчики, которые позволят в онлайн-режиме фиксировать количество безбилетников. Ранее мэрия Перми анонсировала, что собирается внедрить систему мгновенного подсчета «зайцев» в общественном транспорте. Эти данные будут отображаться в специальном приложении у контролеров, которые смогут оперативно выходить с проверкой на «проблемные» маршруты.

«По программному обеспечению для вывода данной информации мы подготовили техническое задание. Зашли с согласованием в краевое министерство информационного развития. Сейчас оно находится на рассмотрении. Затем будем выходить на госзакупку», – поделился планами Анатолий Путин.

Дотирование отрасли из бюджета увеличилось

На заседании думского комитета глава городского дептранса также рассказал о других итогах работы общественного транспорта в первые месяцы 2024 года. Путин отметил, что потихоньку растет количество поездок по проездным документам.

«Это, в свою очередь, ведет к уменьшению средней стоимости поездки. Если тариф вырос на 4 %, то средняя стоимость поездки увеличилась примерно на 2,5 % – с 25,7 до 26,4 рубля (в первых кварталах 2023 и 2024 годов соответственно. – Прим. ред.)», – сообщил Анатолий Путин.

Самым популярным видом проездного как у обычных пассажиров, так и льготников остается безлимит на месяц. Среди льготных категорий больше всего проездных покупают студенты. В январе – марте они совершили более 4,41 млн поездок по таким проездным. Также активно пользуются проездными пенсионеры (свыше 3,89 млн поездок в первом квартале).

Если говорить о финансовых результатах отрасли, то в первом квартале доходы от работы общественного транспорта составили 1,159 млрд рублей (на 32 млн рублей больше, чем год назад). Плюс на 17 млн рублей вырос размер компенсаций из краевого бюджета за электронные проездные для льготников регионального и федерального уровня, составив в итоге 72,1 млн рублей.

Однако расходы на транспортную работу увеличились еще сильнее – до 1,651 млрд рублей в январе – марте этого года, что на 82 млн рублей больше показателя за такой же период 2023-го.

«Это произошло в результате индексации стоимости контрактов и увеличения общего объема транспортной работы», – так объяснил рост расходов на транспортную работу Путин.

Соответственно, это потребовало и большей дотации из городской казны. В первом квартале 2024 года ее размер составил 420,3 млн рублей против прошлогодних 387,7 млн рублей за такой же период.

Кстати, если бы (в идеале) все пассажиры оплачивали проезд, то столь серьезных бюджетных вливаний в отрасль и не требовалось бы. По подсчетам дептранса, число безбилетников за три первых месяца этого года составило 14,3 млн человек. Если эту цифру умножить на тариф в 35 рублей, который действовал до 15 апреля, то получится полмиллиарда рублей.

ИА ФедералПресс