Как мастер-планы меняют градостроительную практику?

Тип: статья

Будущий образ для жизни

Мастер-план — документ стратегического планирования, который определяет цели и задачи развития города на долгосрочную перспективу. Он охватывает все сферы жизни города: от транспортной инфраструктуры до социально-экономического развития. Мастер-план задает образ будущей территории. При этом не только показывает, как она будет меняться на протяжении установленного периода времени, но и определяет, как эти перемены будут соотноситься с текущими запросами жителей.

Первый российский мастер-план разработан для Перми в 2010 году. За его создание взялась голландская компания KCAP Architects&planners. Зарубежные архитекторы применили необычные подходы к развитию города. Например, мастер-план предлагал ограничить высоту зданий, отказаться от расширения территории и сконцентрироваться на обустройстве застроенных участков. Следующим городом стала Москва. В 2012 году в столице провели конкурс, где участникам предлагалось изучить существующие проблемы и сформулировать предложения для Новой Москвы. Команды представили свои концепции, которые легли в основу технического задания будущего мастер-плана.

В то время новости о создании такого документа носили единичный характер. Однако интерес к этому инструменту растет из года в год, и на то есть свои причины, уверены опрошенные «РБК Трендами» эксперты.

Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ: 

«Первые мастер-планы были попыткой скопировать зарубежный процесс городского планирования, где нет генеральных планов. Главная задача мастер-плана сейчас — уравновесить интересы всех стейкхолдеров».

Алексей Фирсов, руководитель ЦСП «Платформа»: 

«Некоторые территории стали развиваться в ускоренном темпе. И важную роль в этом развитии теперь играют несколько участников: администрации городов или регионов, бизнес, институты развития, местные жители. Тогда и возник запрос на гибкий документ, который позволял бы не только учитывать интересы всех стейкхолдеров, но и соотносить их с реальной деятельностью».

Путаница в определениях

Мастер-план и генеральный план — два термина, которые часто путают между собой.

Генеральный план — технический документ, на основе которого происходит застройка и планировка территории. Он есть у каждого города, муниципального образования и поселения. В отличие от мастер-плана, генплан — статичный документ. Он принимается на долгий период времени, и в него достаточно проблематично вносить изменения.

Генплан, стратегия социально-экономического развития и мастер-план взаимно дополняют друг друга. Говорить о главенствующей роли одного из этих документов некорректно. «Мастер-план закрывает лакуну, которая сейчас существует в стратегиях социально-экономического развития и генеральных планов. Кроме того, он всегда четко определяет приоритетное направление развития города, проекты и их дорожные карты, возможности финансирования», — пояснил Евгений Михайленко.

По заказу ВЭБ.РФ создан национальный стандарт мастер-планов. Он состоит из трех книг. В них не только представлены рекомендации по составлению документации, но и содержатся ключевые характеристики всех городов России.

В поисках баланса

Инициаторами создания мастер-планов в основном становятся крупнейшие частные предприятия страны или агентства развития. Региональные власти из-за сложностей бюджетирования могут присоединиться к проекту и оказывать административную поддержку.

Для бизнеса, который очень плотно ассоциируются с городом и является ключевым экономическим стейкхолдером региона, мастер-план важен, подтвердил Алексей Фирсов. Территория присутствия — реальный актив, качество которого влияет на эффективность работы. Поэтому бизнес-структуры не только готовы финансировать разработку концепции, но и предлагают конкретные решения и распределяют ресурсы.

Помимо бизнеса и власти есть еще один важный участник обсуждения изменений — общество. В февральском послании Федеральному собранию президент особенно отметил значимость участия жителей в разработке мастер-планов. Местное население лучше всего понимает, что нужно их городу, чего ему не хватает и где какие объекты нужно расположить. Примеры успешного взаимодействия с местными жителями уже существуют. Например, при разработке мастер-планов в Тобольске и Нижнекамске архитекторы советовались с ними на каждом этапе проектирования.

Евгений Михайленко: 

«Многое определяется сложившимся укладом жизни и традициями. Например, местные жители могут подсказать, в какой части озера лучше рыбалка и поэтому там нужен мостик с навесом, где расположить пляж, какую часть леса стоит оставить нетронутой, ведь это лучшее грибное место в округе. Соучаствующее проектирование способно предотвратить потенциальные конфликты землепользования. Горожанам должно стать комфортнее в своей среде — благоустройство не должно делать ее чужой и незнакомой. От этого во многом будут зависеть условия для формирования добрососедства и будущего сообщества, желание горожан остаться и строить жизнь на конкретной территории».

Но как распределить зоны ответственности между властью, бизнесом и обществом, чтобы удовлетворить интересы всех сторон? Как отметил заместитель директора ГАУ «Институт Генплана Москвы» Александр Колонтай, интересы власти не должны отличаться от общественных. На этом и строится принцип демократии. Бизнес, создавая новые рабочие места, услуги и объекты недвижимости, должен получать прибыль. А мастер-план помогает выделять наиболее выгодные места для вложений.

Власть, прогнозируя будущие потребности населения, стимулирует вложение частных инвестиций в объекты, важные для города.

Александр Колонтай: 

«Население является важнейшим налогоплательщиком в местные бюджеты, и оно имеет право влиять на будущее своей среды обитания. Другое дело, как учесть мнение жителей миллионного города, разрабатывая мастер-план или генеральный план? Опросить всех невозможно, даже используя интернет-ресурсы. Здесь мы сталкиваемся с главной проблемой муниципалитетов — отсутствием эффективного самоуправления на уровне районов, микрорайонов, кварталов. Именно представители местных сообществ должны участвовать в обсуждении документов планирования, чтобы максимально объективно отразить мнение населения города или его части».

Для территорий, где присутствуют сразу несколько крупных предприятий, мастер-план может выступать в роли объединяющей платформы. По мнению Алексея Фирсова, такая консолидация бизнеса позволит развиваться в нескольких направлениях, менять экономику, открывая возможности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сергей Капков, руководитель Центра урбанистики при экономическом факультете МГУ: 

«Опыт Москвы показал, что мастер-план, который включает в себя и политику «первых этажей», и службу доставки, и городские сервисы, как раз становится базой развития малого и среднего предпринимательства. Посмотрите, как изменился уровень МСП, когда появились мастер-планы районов: сразу открылись возможности для малого и среднего бизнеса и просто неравнодушных людей».

От планов к делу

Иногда мастер-планы уходят в стол, особенно при смене руководства города или региона. Однако примеры успешной реализации проектов существуют.

Тобольск — город для жизни

Разработкой мастер-плана туристического каркаса Тобольска по инициативе крупнейшей нефтегазохимической компании России «Сибур» совместно с правительством Тюменской области и администрацией города занялась команда архитектурного бюро Wowhaus.

Тобольск — не только «столица Сибири», но и один из крупнейших промышленных центров страны. Туристический мастер-план встраивается в модель долгосрочного развития города, старт которому дала программа «Тобольск-2020». В 2022 году началась реализация новой программы «Тобольск Настоящий», рассчитанной на период до 2030 года. На сегодняшний день в рамках программ было возведено и реконструировано более 60 объектов социальной и городской инфраструктуры. Таким образом, первым этапом благоустроили городское пространство, связав важные объекты, а это уже, в свою очередь, стало базой для работы над туристическим каркасом.

Со временем все финансовые затраты раскроют туристический потенциал Тобольска. По мнению архитекторов, город станет более комфортным для проживания и отдыха, а также привлекательным для высококвалифицированных специалистов, ищущих новые возможности для карьерного роста.

Процесс проектирования длился с 2020 по 2022 год. С населением, общественными организациями и лидерами туристической отрасли бюро Wowhaus и заказчики работали на всех этапах. В итоге было выделено четыре перспективных направления.

• Ревитализация Нижнего посада: благоустройство улиц, набережных, реставрация и реконструкция объектов культурного наследия с дальнейшим приспособлением под туристические сервисы и культурно-общественные заведения.

• Набережная реки Иртыш: городская набережная и ландшафтный парк, концертный зал. «Водные объекты всегда являлись ключевым ресурсом. Исторически города часто расположены на реке или у моря. Обычно в старых городах водные объекты расположены в центре и традиционно использовались для хозяйственных нужд, торговли, транспорта. В постиндустриальных городах они имеют и рекреационный потенциал. Общественные пространства у воды всегда пользуются наибольшим интересом у жителей», — пояснил руководитель проектной группы архитектурного бюро Wowhaus Иван Крашенинников.

• Центр впечатлений в рамках бренда «Тобольск — ключ к Сибири»: несколько павильонов, в том числе на набережной, в историко-мемориальном комплексе «Искер», на Красной площади.

• Креативный кластер: создание молодежных и арт-пространств.

Что будет реализовано? 

• 2023–2025 годы. Реставрация объектов культурного наследия, таких как водонапорная башня в кремле, 13 исторических надгробий, в том числе декабристов, на Завальном кладбище, дом Неводчикова (ул. Хохрякова, 10), тобольский городской вал XVII века, Александровский сад, ансамбль городских бань, жилой дом из комплекса зданий казенных винных складов, магазин Марейна, здание гостиного двора на Базарной площади, 11. В 2023–2024 годах более ₽200 млн «Сибур» выделил на восстановление дома Неводчикова, водонапорной башни, Завального кладбища, Александровского сада, а также возобновление речных прогулок.

• 2025–2030 годы. Обустройство городской набережной и общественных пространств Нижнего посада, реставрация объектов культурного наследия Нижнего посада, строительство концертного зала, Центра впечатлений, нового жилья в Нижнем посаде на 750–1500 жителей.

• 2031–2035 годы. Появятся новая велоинфраструктура, расширенные речные маршруты, «Менделеев-парк», креативные пространства. Еще стартует строительство нового жилья в Нижнем посаде, природного парка на набережной и Центра впечатлений у разлома реки Сибирь.

Дербент — перекресток культур

В июне 2019 года стартовал международный конкурс на разработку концепции развития Дербента. Победителем стал консорциум (объединение нескольких организаций) под руководством российского предприятия «Новая Земля».

Мастер-план Дербента основан на принципах человекоцентричности и компактного города, с особым акцентом на социальный аспект. Архитекторы и урбанисты изучили данные о количестве детских садов, школ, рабочих мест, состоянии инженерных и коммунальный сетей, транспортной сети. Параллельно они провели опрос местных жителей, чтобы узнать, чего не хватает территории. В итоге разработчики предложили не только провести редевелопмент неэффективно используемых промышленных территорий в центральной части и на юге, но и сделать набережную главной осью развития города. 

Также в 2020 году по заказу благотворительного фонда социально-экономического развития «Я люблю Дербент» архитектурное бюро Wowhaus начало разработку проекта реконструкции городской набережной. Изучив культуру Дербента, архитекторы отметили, что в нем сложилась особая культура использования дворовых пространств. Во дворе отдыхают, играют с детьми, занимаются делами, встречают гостей и празднуют важные события. Поэтому была предложена концепция «Набережная тысячи дворов». Она подразумевает создание полуоткрытых пространств для отдыха, защищенных от активного солнца. Новый образ набережной — отсылка к традиционной архитектуре магалов (районов) и цитадели Нарын-Кала.

Многое из мастер-плана в Дербенте уже реализовано: благоустроен участок набережной, восстановлены древние кварталы — магалы, маршрут «Туристическая миля» соединил основные достопримечательности, открыты парки и скверы, началось строительство Дворца спорта.

Нижнекамск — комфортный неоиндустриальный город

После успешной разработки мастер-плана Тобольска «Сибур» масштабировал этот опыт на другой город своего присутствия — Нижнекамск. В данный момент архитектурное бюро Wowhaus завершает третий этап проектирования.

Нижнекамск — молодой населенный пункт, основанный в 1961 году. Изначально он был создан для работников нефтехимической промышленности, но со временем количество предприятий увеличилось. Поэтому архитекторы предложили вектор развития Нижнекамска как неоиндустриального города.

«На современном этапе города переходят к постиндустриальной экономической модели: основным драйвером экономики становятся торговля и услуги, а индустриальное производство вытесняется в пригород и составляет менее 30% экономики. Такие города привлекают к себе людей за счет разнообразия возможностей для учебы и работы, развитых сервисов, комфортной среды и высокого уровня жизни в целом. Неоиндустриальный Нижнекамск — город, в котором производства остаются движущей силой городской экономики. Это город с насыщенной и разнообразной средой, дающей возможности для развития людей не только в нефтехимии, но и других отраслях. Здесь созданы все условия для интересной и комфортной жизни», — объяснил Иван Крашенинников.

На каждом этапе проектирования эксперты советовались с местными жителями и общественниками. В результате были выделены шесть ключевых направлений развития.

1. Полицентричная концепция. Создать визуальные городские ориентиры, реставрировать существующие городские центры.

2. Взаимосвязь производств с городом. Рассказывать жителям и гостям города о местных предприятиях через визит-центры производств.

3. Рекреационные территории вдоль Камы. Продлить городскую набережную, разработать веломаршруты агломерационного значения между Нижнекамском, Набережными Челнами и Елабугой, построить пять новых понтонных причалов для создания системы малой навигации и рекреационных глэмпингов.

4. Новый стандарт жилья в городе. Уплотнить старую застройку и начать строительство новых жилых кварталов с комфортной городской средой.

5. «Быстрый город». Создать кольцевые маршруты, сократить количество автобусных маршрутов, внедрить трамвайное кольцо.

6. «Медленный город». Благоустроить велопешеходные дорожки, развивать и создавать новые парки.

Приоритетные проекты мастер-плана — общественные здания и пространства, которые будут реализованы в первую очередь. Их создание запустит процесс преобразований в городе.

«Нижнекамск обладает уникальным преимуществом. Город находится на берегу Камы, но зона набережной не была застроена, а зарезервирована под рекреационные функции, благодаря чему городская жилая застройка оказалась окружена зеленым массивом и сохранившейся природой на берегу реки. Развитие рекреационных пространств вдоль Камы в городской черте является одним из шести направлений мастер-плана», — подытожил Иван Крашенинников.

Тула: обновленная набережная и музейный квартал

Новая жизнь Казанской набережной в Туле началась в 2018 году. Преобразовать территорию удалось благодаря мастер-плану архитектурного бюро Wowhaus.

На берегу Упы появился ландшафтный парк с выходом к воде, амфитеатром и пешеходными мостами. Между рекой и кремлевской стеной теперь располагаются прогулочные зоны, кафе, летняя сцена, детские и спортивные площадки.

Улица Металлистов — одна из старейших улиц города. В XVIII веке она была замощена в числе первых и застроена купеческими домами. После обновления улица стала пешеходной с возможностью проезда спецтранспорта, а потоки автомобилей перенаправлены с улицы Металлистов на соседние улицы.

Открылся музейный квартал из представительств федеральных музеев и музеев Тульской области. На первых этажах остальных зданий расположились кафе и магазины. Благоустроенные дворы, открытые для прохода пешеходов, связали улицу Металлистов и набережную. Эти внутренние пространства работают как дополнительные выставочные, событийные, образовательные площадки.

Саратов — культура природы

В 2020 году в Саратове прошел международный конкурс на лучшие архитектурно-градостроительные проекты комплексного развития территорий центральной части. Участникам предстояло разработать концепции для пяти территорий: бывшего аэропорта Саратов-Центральный, Зеленого острова, парка Победы, Глебучева оврага, острова Покровские Пески. Победу разделили международные консорциумы под руководством компаний Citymakers и Karres en Brands.

Известно, что на территории бывшего аэропорта разместится новый микрорайон для 28 тыс. человек. Площадь пешеходной зоны на территории бывшей взлетно-посадочной полосы на улице Технической составит 4,3 га. Общая площадь парков и скверов в районе будет равна 16,38 га. Продумана и вся инфраструктура для удобства горожан. В микрорайоне начнется строительство школ, детских садов, православного храма, пожарной части, гостиницы, торгового центра и бассейна.

Место мастер-плана в системе нормативного регулирования

Мастер-планы уже изменили подход к преобразованию территорий, но если в ближайшие годы он войдет в правовое поле, то еще сильнее повлияет на градостроительную практику. Займут ли мастер-планы лидирующую позицию — вопрос открытый.

Как отметил Александр Колонтай, понятие «главного документа» в пространственном планировании относительно. В США — правила землепользования, в Германии — проект планировки, в России — генплан, правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и проект планировки территории (ППТ). Чуть главнее — ПЗЗ, поскольку устанавливает требования к застройке и имеет большую юридическую силу. Чтобы мастер-план стал главным документом города, он должен решать вопросы перспективного землепользования и пройти все согласования, аналогичные генеральному плану и ПЗЗ.

По словам первого заместителя генерального директора фонда «Центр стратегических разработок» Михаила Сюткина, на этапе встраивания мастер-планов в систему нормативного регулирования России необходимо найти ответы на несколько вопросов:

• нужно ли при разработке мастер-плана рассматривать город как единое целое и должен ли он учитывать его внутреннюю структуру со всеми ограничениями;

• как определить полномочия всех сторон;

• как синхронизировать сроки разрабатываемых проектов с нормативным документами: к примеру, мастер-планы обычно разрабатываются на семь лет, стратегии СЭР — на десять лет, а реализующие их генеральные планы — на 20 лет;

• какое место будет занимать прогноз социально-экономического развития города на долгосрочный период при разработке мастер-плана.

Эксперт считает, что в случае решения данных вопросов мастер-план займет свое место в существующей системе стратегического и территориального планирования.

РБК