До сих пор должностным лицам за некачественные услуги населению грозил смехотворный штраф в 500–1000 рублей, а организациям — в размере 5–10 тыс. Теперь санкции будут значительно жестче. При этом в Госдуме считают, что их увеличение вряд ли приведет к массовому оттоку компаний из отрасли. В целом текущие процессы переформатирования ЖКХ подготавливают запуск масштабной программы модернизации коммунального хозяйства на 4,5 трлн рублей. В Торгово-промышленной палате (ТПП) полагают, что для малоимущих домохозяйств требуется усиление адресной поддержки при оплате за ЖКУ. Подробности — в материале «Известий».
Дело в качестве
В июне заработает закон об ужесточении ответственности ресурсоснабжающих организаций (РСО) за предоставление некачественных услуг ЖКХ. Федеральное собрание приняло поправки, которые устанавливают двухступенчатую систему санкций для РСО.
За первое нарушение норм предлагается установить штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц, от 30 тыс. до 50 тыс. рублей — для юрлиц. При повторном нарушении должностные лица будут оштрафованы на сумму в размере от 10 тыс. до 30 тыс., юрлица — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Любые предприниматели без статуса юридического лица за подобные нарушения понесут ответственность именно в качестве юрлица.
Как пояснила «Известиям» сенатор РФ Ольга Епифанова, изменения в КоАП должны способствовать усилению контроля со стороны ресурсоснабжающих организаций за качеством поставки коммунальных ресурсов.
— Предыдущие штрафы большинством экспертов были признаны несущественными, — говорит Епифанова. — Выходило так, что небольшой размер штрафа приводит к безответственности таких организаций, а также попыткам возложить ответственность на управляющие компании.
В то же время сенатор замечает, что при серьезном износе сетей или оборудования слишком большие штрафы, скорее всего, будут выписываться часто, что, в свою очередь, может привести к новым аварийным ситуациям, какими изобиловал последний год. Вот почему, полагает собеседница, требуются решительные меры по обновлению сетей и оборудования.
Депутат ГД Николай Алексеенко напомнил, что санкции за некачественное предоставление коммунальных услуг не менялись с 2007 года. В итоге это привело к тому, что компаниям было выгоднее платить штрафы, чем модернизировать инфраструктуру, обновлять сети.
— С принятыми поправками такой подход должен уйти в сторону, — считает депутат. — И это только первый шаг в большой работе по перенастройке сферы ЖКХ, в том числе по обелению и очистке рынка от недобросовестных игроков.
Он напомнил, что действующее законодательство позволяет не только наложить штраф, но и самим гражданам добиться перерасчета: это касается, к примеру, отопления (допустим, в квартире температура ниже норматива), качества поставляемой воды (течет ржавая). Такие случаи необходимо фиксировать, обращаться к поставщикам услуг, в аварийно-диспетчерскую службу — специалисты должны приехать с обследованием и составить специальный акт, на основании которого и осуществляется перерасчет. Это также своего рода штрафные санкции.
В «Городской ресурсоснабжающей компании» считают, что значительное повышение штрафов должно положительно сказаться на отрасли в будущем. Однако критерии оценки качества услуг ЖКХ нередко вызывают споры среди участников рынка и потребителей. В настоящее время они слишком общие или недостаточно четко прописаны.
Самые частые нарушения ЖКХ
Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков считает, что для повышения и достижения нормативного качества необходимы ресурсы из бюджетов всех уровней и экономически выверенный тариф, для коммунальных предприятий его устанавливает публичная власть.
Эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук заметил, что в этот раз меняется только размер штрафных санкций. Сам состав административного правонарушения остается неизменным: либо прерывание поставки коммунального ресурса, либо ненадлежащее качество его поставки. Чаще всего под данную статью попадают водоканалы, это связано с неустранением засоров. На втором месте — регоператоры вывоза твердых коммунальных отходов. Здесь наиболее часто встречаются нарушения графика вывоза отходов: в зимнее время оно должно производиться не реже одного раза в трое суток, а в летний период — один раз в день.
— Соответственно, возбуждает дела и подает заявление в суд жилищная инспекция, которая действует на основании жалоб граждан, — говорит Павел Склянчук. — С повышением размера штрафных санкций не известно, увеличится ли интенсивность обращений жилинспекции именно в суд, чтобы привлечь к ответственности. Поскольку у жилинспекции есть такая мера реагирования, как предписание. Если нарушение будет устранено, то жилинспекция может и не обращаться в суд.
Директор ассоциации «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая напоминает, что осенне-зимний период 2023–2024 годов стал одним из самых сложных для коммунальных служб за последние два десятилетия. Сотни тысяч жителей ряда городов в лютые морозы остались без теплоснабжения и электроэнергии от нескольких дней до недель.
Вепрецкая указывает, что в последние годы соотношение нарушений между УК и РСО в предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах увеличилось в сторону РСО, и повлиять на сложившуюся ситуацию с помощью незначительного увеличения штрафов не получится. Требуются другие системные решения.
— Обновленные меры появились не случайно, так как ни собственники, ни УК, ни ТСЖ не могут повлиять на монополиста РСО предоставить качественный коммунальный ресурс в установленные сроки к многоквартирному дому, — отмечает собеседница. — Причиной большого интереса к нарушениям РСО стали длительные отключения для ремонта, которые, по сути, не проводились: отключения применялись как мера воздействия на жителей, чтобы рассчитались с задолженностью за предоставленные услуги, так как штраф намного меньше, чем имеющаяся задолженность.
Не всегда справедливы
Президент ассоциации АКОН Никита Чулочников отмечает, что, к сожалению, критерии оценок качества услуг ЖКХ не всегда вменяемы, понятны и справедливы — и для бизнеса, и для жителей. Даже среди федеральных регулирующих органов может быть диаметрально противоположная позиция по одному и тому же вопросу, когда пробелы и размытости формулировок в федеральном законодательстве порождают прямое искажение заложенного смысла. Например, законодатель не возлагает обязанность на УК и ТСЖ проводить за свой счет производственный контроль качества водопроводной воды в МКД.
— Ассоциация АКОН уже давно выступает за то, чтобы взысканные с РСО штрафы возвращались жителям — компенсация пострадавшим получателям данных коммунальных услуг. Эту норму необходимо четко сформулировать и закрепить законодательно, — говорит Никита Чулочников.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат Ольга Власова полагает, что повысить штрафы — инициатива вполне разумная (500 рублей — явно несерьезная сумма), но, по ее мнению, на качество услуг ЖКХ в стране это никак не повлияет.
— В данном случае речь идет именно о коммунальных услугах, и как раз их критерии качества, в отличие от жилищных услуг, вполне справедливы и понятны, — говорит она. — Например, горячая вода должна быть не ниже определенной температуры. Требования к качеству воды тоже понятны, специальная экспертиза проверит без труда.
Адвокат Ольга Власова объясняет, что для того, чтобы добиться соответствующего перерасчета за некачественную коммунальную услугу, необходимо представить сначала в РСО (даже при наличии прямых договоров) Акт об оказании услуг ненадлежащего качества, который должна сделать управляющая компания.
— Чтобы потребителю доказать в суде, что услуги ЖКХ оказаны некачественно, надо принести акт, который обязательно должна подписать УК, — говорит Власова. — Но как раз УК акты не составляет и не подписывает, поскольку это для самой управляющей компании повлечет негативные последствия.
Впрочем, генеральный директор УК «Новгородская» Сергей Могилевец уверен, что ответственность в данном направлении стоит делить на две составляющие: качество ресурса и качество инженерных систем.
— В части управления недвижимостью актуальна ответственность за состояние инженерных сетей. Общий износ в целом по стране достиг 40%, — говорит Могилевец. — В действующих тарифах управляющие компании не закладывают расходы на замену. Для проведения ремонта необходимо проведение общего собрания. Зачастую собственники голосуют против. Таким образом, управляющие компании остаются в интересной позиции, когда ответственность за аварийные сети возлагаются не на собственника, а на обслуживающую компанию, которая не оказывает услуги такого объема.
Председатель комитета Тульской ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Сергей Костюченков полагает, что данные штрафы не станут панацеей от некачественной поставки коммунального ресурса. По сути, эти штрафы — минимальные из возможных.