Структурная перестройка налоговой системы: ключ к спасению местного самоуправления?

Тип: статья

Финансовый кризис МСУ: причины и последствия

За последние 15 лет полномочия МСУ значительно расширились, но финансовая база, напротив, сократилась. Объём долга муниципалитетов достиг исторического рекорда, превысив 387,6 млрд рублей в 2021 году. Сейчас ситуация немного улучшилась, но коренных изменений не произошло. Доходы местных бюджетов едва покрывают текущие расходы, и дополнительные финансовые обязательства могут поставить многие муниципалитеты на грань выживания.

Одной из ключевых проблем является отсутствие устойчивых источников дохода. Местные налоги (на имущество, земельный налог и торговый сбор) зависят от экономического благополучия территории, что делает их непредсказуемыми. Введение торгового сбора возможно только в трёх городах — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Это ограничивает возможности для небольших городов и сельских поселений.

Налоговая реформа: упущенные возможности

Совет Федерации предлагал передать местным бюджетам часть сборов налога на профессиональный доход и 1–1,5% ставки налога на прибыль организаций. Такой шаг мог бы создать основу для развития МСУ за счёт поддержки малого и среднего бизнеса. Однако Минфин отказался от этой идеи, сосредоточив внимание на перераспределении доходов в пользу федерального и регионального уровней.

Экономист Константин Селянин указывает, что повышение ставок налогов не всегда приводит к росту бюджетных поступлений. Напротив, это может вызвать закрытие предприятий и сокращение рабочих мест, что, в свою очередь, снизит сборы НДФЛ и ударит по бюджетам всех уровней.

Решение проблемы финансовой недостаточности МСУ требует структурных изменений налоговой системы:

  • Пересмотр распределения налоговых поступлений: Увеличение доли НДФЛ, поступающего в местные бюджеты, и введение новых налогов на муниципальном уровне.
  • Поддержка малого и среднего бизнеса: Создание благоприятных условий для развития бизнеса на местном уровне за счёт передачи части налогов на профессиональный доход и налога на прибыль организаций.
  • Оптимизация бюджетных расходов: Повышение эффективности использования бюджетных средств на местном уровне, снижение долговой нагрузки.

Финансовая стабильность МСУ является ключевым фактором для обеспечения социальной справедливости и стабильности в обществе. Игнорирование проблемы может привести к новым кризисам, что негативно скажется на всех уровнях власти. Необходима комплексная налоговая реформа, направленная на укрепление финансовой базы местного самоуправления и создание условий для его устойчивого развития.

Подробнее здесь. (https://octagon.media/politika/msu_vyvedet_iz_krizisa_tolko_strukturnaya_perestrojka_nalogovoj_sistemy.html)

@ruexpertclub