Миссия выполнима: как бизнес и государство развивают малые города

Тип: статья

Отток населения из малых городов — серьезная проблема для регионов и крупного бизнеса, который там присутствует. Возможные способы решения обсудили на сессии ПМЭФ-2024

В России с 2008 года ведется работа по созданию планов комплексного развития городов. Все началось в Перми, а сегодня уже 25 населенных пунктов с населением свыше 55 тыс. человек получили свои программы долгосрочного социально-экономического развития. В феврале 2024 года Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, предложил разработать еще 200 мастер-планов развития городов. В целом же программа должна охватить более 2 тыс. населенных пунктов, в том числе поселков и сел.

Российские регионы сосредоточены на социальном и экономическом развитии малых городов. На сессии ПМЭФ-2024 эксперты поговорили о готовности правовых и финансовых механизмов к реализации мастер-планов, необходимых для этого инструментах и роли крупного бизнеса в создании этих программ.

В сессии участвовали:

  • Станислав Воскресенский — губернатор Ивановской области;
  • Владимир Солодов — губернатор Камчатского края;
  • Антон Свириденко — исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина;
  • Евгений Никитин — генеральный директор «Русала»;
  • Татьяна Журавлева — генеральный директор благотворительного фонда Андрея Мельниченко;
  • Юлия Мазанова — заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест»;
  • Антон Финогенов — директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ»;
  • Андрей Шаронов — генеральный директор Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития.

Модератором сессии выступил Яков Сергиенко, генеральный директор ООО «Яков и Партнеры».

От «города вокруг завода» к «городу вокруг человека»

В России более 800 городов относят к малым, численность которых не превышает 50 тыс. человек. При этом в них проживает лишь 15% населения страны, и этот показатель продолжает снижаться. Наблюдается массовый отток населения в крупные агломерации. Перед регионами стоит задача изменить эту тенденцию.

Станислав Воскресенский и Владимир Солодов отметили: для этого нужно развивать коммунальную инфраструктуру и транспортную систему, повышать стандарты образования, здравоохранения и культуры. Но при этом оба губернатора подчеркнули, что разнообразие регионов России требует дифференцированного подхода к разным типам городов.

Так, Ивановская область инвестировала много ресурсов в развитие транспортного сообщения: теперь города хорошо связаны сетью автомобильных и железных дорог. Это позволяет местным жителям комфортно жить и работать в регионе, а также делает область удобной и привлекательной для туристов. Кроме того, Ивановская область развивает сельское хозяйство и легкую промышленность.

Станислав Воскресенский:

«Раньше о малых городах говорили как об исторических центрах, где нужно отремонтировать музеи, чтобы ездить туда на выходные. Но это прежде всего комфортные места для жизни, у которых должна быть устойчивая экономическая модель».

Владимир Солодов отметил, что дальневосточные города изначально развивались вокруг промышленных предприятий и вся инфраструктура носила объективно временный характер, что сказалось на ее качестве. Без долгосрочного планирования невозможно развивать комфортную среду, привлекательную для жителей. Эту проблему должен помочь решить утвержденный мастер-план, который позволяет системно развивать город.

Владимир Солодов:

«Если талантливые люди убегают из малых городов, стагнации таких населенных пунктов не избежать. При долгосрочном планировании на 10–15 лет у нас появляется возможность перейти от «города вокруг завода» к «городу вокруг человека». Особое внимание — образованию и культуре, но не забываем при этом о развитии коммунальной инфраструктуры».

Яков Сергиенко резюмировал, что при создании долгосрочных программ развития важно учитывать специализацию города, основанную на его уникальных преимуществах: производственных, культурных, туристических. Кроме того, нужно ориентироваться на человека, который должен захотеть жить в этом городе.

Инвестиции в малые города

Антон Свириденко согласился с тем, что привлечение людей в малые города начинается с развития инфраструктуры. Однако основной проблемой все еще остается финансирование таких масштабных перемен: в 200 мастер-планов городов заложены объемное благоустройство и строительство жилья. Эксперт выразил опасение, что одних лишь федеральных средств, выделяемых в рамках национальных проектов, может оказаться недостаточно.

За рубежом — в Китае, Европе, США — программы развития городов часто финансируются за счет облигаций. При этом ресурсы привлекаются под конкретные программы благоустройства. В России в основном полагаются на федеральные средства и государственно-частное партнерство. Но использование существующих инструментов объективно затруднено, отметил эксперт. Его рекомендация — рассмотреть создание новых инструментов. Например, специального инфраструктурного контракта для компаний, присутствующих в малых городах.

Антон Свириденко:

«В рамках социального инфраструктурного контракта компания строит за свой счет социальный объект, вводит его в эксплуатацию и передает в собственность муниципалитета. Власти при этом устраняют все бюрократические препоны. Затраты возвращаются инвестору сначала за счет налога на прибыль, а затем — с помощью прямой компенсации».

Евгений Никитин отметил, что бизнес сегодня готов инвестировать внутри страны и развивать малые города — регионы своего присутствия. Например, улучшать их инфраструктуру и создавать социальные объекты. Такое развитие территорий — это один из стратегических приоритетов компании «Русал». За последние десять лет удалось реализовать более 550 инфраструктурных проектов. Ежегодные инвестиции компании в социальное развитие своих городов, большинство из которых расположено в Сибири, — около 18 млрд руб. Программы социального развития учитывают все реальные нужды жителей и проводятся системно — на основе разработанного «Русалом» «Индекса качества жизни и устойчивого развития городов». Но чтобы двигаться дальше в выполнении задач по развитию малых городов, бизнесу необходимы новые работающие механизмы компенсации вложенных в социальное развитие средств.

Евгений Никитин:

«Разработка и внедрение нового социального инфраструктурного контракта стала бы правильным решением, способным помочь бизнесу развивать малые города. Но с нашей точки зрения, имело бы также смысл доработать критерии выбора опорных городов, сделать их более дифференцированными. В частности, изменить фильтр численности населения и учесть различия российских регионов».

Бизнес для людей

Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному среди жителей малых городов, 38% россиян рассматривают для себя возможность переезда в другой регион России в случае, если поступит привлекательное предложение по работе. Люди переезжают не только из-за денег, на их решение влияет общая неустроенность города, отметил Яков Сергиенко.

Компании сегодня заинтересованы в том, чтобы вместе с государством создавать условия для удержания и возвращения жителей в малые города. Татьяна Журавлева подчеркнула важность комплексного и системного подхода в работе по повышению качества жизни на территориях. По ее мнению, в проектах преобразования городской среды необходимо сочетать создание инженерной и социальной инфраструктуры с работой с человеческим капиталом, в первую очередь с молодежью.

Татьяна Журавлева:

«Важно, чтобы мастер-планы были основаны на диалоге всех заинтересованных сторон — и объединили бы интересы жителей, местного бизнеса, муниципальных и региональных властей. В частности, это важно для комбинирования частных инвестиций и расходов из бюджетов разного уровня. Важно перейти от простого вовлечения жителей в мастер-планирование к более системным инструментам работы с ожиданиями людей. Например, с этого года мы будем внедрять на наших территориях такой институт, как совет горожан, который станет точкой постоянного диалога с жителями».

Улучшение качества жизни в малых городах — важная задача для бизнеса, отметила Юлия Мазанова. Чем более сложное производство работает в городе, тем более квалифицированные сотрудники ему требуются. Такие люди предъявляют высокие требования к среде, в которой им предстоит жить. Поэтому бизнес сегодня не может не участвовать в благоустройстве регионов присутствия.

Юлия Мазанова:

«Важный инструмент — совместная работа правительства области, администрации города и большого бизнеса. Мы с 2011 года заключаем социально-экономическое партнерство, приоритеты которого обсуждаются совместно в этом кругу и опираются на мнение жителей. Очень важно также развитие местных сообществ, помогающих бизнесу понять ожидания жителей».

Новая индустриализация

Антон Финогенов отметил, что мы наблюдаем важный исторический момент в развитии малых городов. Основным драйвером изменений всегда было государство, и впервые за примерно 40 лет оно серьезно занялось пространственным развитием. По мнению спикера, необходимо увеличивать масштаб этого влияния и развивать в том числе совсем мелкие населенные пункты. При этом крайне важна правильная методология: инструмент планирования должен соответствовать масштабу объекта, необходим дифференцированный подход.

Нужно рассмотреть возможность проведения новой индустриализации. Ведь в малых городах сохранилась необходимая инфраструктура, чтобы наладить промышленное производство, и пока еще остались кадры.

Антон Финогенов:

«Качественное образование и доступ к жилью — это вопрос удержания и привлечения квалифицированных кадров, без которых никакой деятельности на этой территории невозможно».

Индекс качества жизни

Сегодня компании хотят лучше понимать, как живут малые города, в которых они представлены, отметил Андрей Шаронов. Для решения этой задачи «ESG Альянс» создал «Индекс оценки качества жизни малых и средних городов России, в основе которого лежат наработки компаний «Русал» и «Металлоинвест». С помощью этого инструмента оценили 120 городов в 46 субъектах РФ.

Важно отметить, что это не рейтинг, а инструмент, который помогает принимать долгосрочные управленческие решения при сотрудничестве бизнеса и властей региона.

Андрей Шаронов:

«Отношение компаний к развитию своих городов сегодня меняется. Бизнес осознал утечку населения как ключевую проблему, а удержание людей в таких городах стало стратегической производственной задачей. Инвестиции в развитие населенных пунктов больше не воспринимаются как своеобразный «оброк». Сегодня компании хотят знать, какова эффективность использования таких инвестиций».

РБК