Союз городов Заполярья и Крайнего Севера был создан в 1992 году, и за прошедшее время решал множество насущных проблем северян. 21 июня на съезде в Магадане участники обсудили итоги работы Союза за 2021-2024 годы, обменялись опытом по разработке мастер-планов развития опорных городов Арктической зоны Российской Федерации, обсудили текущие результаты работы программы «Арктическая ипотека», модернизацию транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Арктической зоны РФ, озвучили свои предложения по внесению изменений в действующее федеральное законодательство, сообщила пресс-служба мэрии Магадана.
Как отметили участники 42 съезда Союза, – несмотря на пристальное внимание к северной проблематике, принятия ряда государственный стратегических и программных документов по развитию северных территорий, многие проблемы остаются нерешёнными.
По-прежнему отсутствуют действенные механизмы привлечения квалифицированных кадров и прежде всего – молодых специалистов для работы на Крайнем Севере; продолжается миграционный отток населения. Обострились проблемы экономического характера, обусловленные в большинстве случаев монопрофильным экономическим развитием и промышленной специализацией северных городов. Крупное промышленное производство оказалось достаточно уязвимым в силу резкого снижения импорта оборудования и технологий, нарушения хозяйственных взаимосвязей. Значительно ухудшились условия развития для торговли и транспорта. Остается критическим состояние жилищно-коммунального хозяйства. Износ объектов коммунальной инфраструктуры крайне высок, увеличивается доля ветхого жилого фонда и растет уровень затрат на его содержание на фоне низкого уровня жилищного строительства на Севере в целом и его полного отсутствия в ряде районов. Среди наиболее значимых проблем развития муниципальных образований необходимо также отметить проблемы логистического характера, связанные со слабой транспортной доступностью.
В связи с этим Съезд принял решение обратиться с предложениями в органы государственной власти Российской Федерации для повышения конкурентоспособности, стимулирования процессов развития экономики и улучшения условий проживания граждан снизить тарифы страховых взносов существующим субъектам МСП, применив для них порядок предоставления налоговых льгот, действующих для резидентов Арктической зоны, а также рассмотреть вопрос об исключении из налогооблагаемой базы по страховым взносам сумм начисленных районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате и сумм, выплачиваемых работнику в связи с предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для более эффективной модернизации транспортной инфраструктуры разработать «северный стандарт» для обустройства теплых остановочных павильонов в муниципальных образованиях, расположенных в Арктической зоне РФ.
Также на Съезде приняли решение обратиться в органы государственной власти субъектов РФ, включающих территории Крайнего Севера и приравненные к ним, для решения логистических проблем (транспортной доступности). Среди предложений – увеличение финансирования, направленного на строительство, капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения и их дальнейшее обслуживание; обеспечение финансовой поддержкой строительства проектов придорожного сервиса; расширение перечня удаленных населенных пунктов, в которых субсидируются транспортные расходы, на доставку товаров первой необходимости.
Мэр столицы Ненецкого автономного округа – Нарьян-Мара – Олег Белак, присутствующий на съезде, рассказал о своем участии и о северных городских проблемах: «От Мурманска до Анадыря главы городов сталкиваются с похожими вопросами и проблемами. Поэтому мы понимаем и поддерживаем друг друга. Площадка Союза – это место, где мы можем формировать совместные предложения для выхода с ними на федеральный уровень. Я вынес на обсуждение три темы. Сегодня для всей страны действует требование, по которому убранный с тротуаров и дорог снег может складироваться только на специализированной свалке. Аргумент – использование реагентов. Но большинство северных городов для устранения скользкости используют только песок. Второй вопрос – это одинаковые нормативы по содержанию дорог зимой и для Сочи, и для Нарьян-Мара. Третий – резервные источники топлива для котельных. Есть требование, общее для всей страны, об установке таких источников. Но во многих северных городах котельные разбросаны по всему городу, часто являются пристройкой к жилому многоквартирному дому. Оборудовать рядом с ними дополнительные резервуары зачастую невозможно».