В России продолжается волна отставок мэров: причины и последствия

Тип: статья

С начала 2024 года в России в отставку ушли уже 13 мэров, причем семеро из них – только в июне. Самые резонансные отставки включают:

  •  Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев подал в отставку 18 июня, отметив, что настало время двигаться дальше. Шагалеев возглавлял город с 2016 года и стал седьмым мэром крупного города, объявившим об уходе в июне.
  • Мэр Тюмени Руслан Кухарук покинул свой пост 1 июня и был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
  • Экс-мэр Липецка Евгения Уваркина перешла на работу в правительство региона, курируя проектный офис по нацпроектам.
  • Мэр Иванова Владимир Шарыпов, переживший покушение в 2019 году, ушел в отставку 4 июня.
  • Мэр Дербента Рустамбек Пирмагомедов покинул свой пост 5 июня.

Причины отставок разнообразны, от карьерных повышений до личных обстоятельств. Например, мэр Астрахани Олег Полумордвинов объявил об уходе из-за проблем со здоровьем.

Политологи видят в этом тренде две основные причины:

Ротация кадров на федеральном и региональном уровнях.

Заместитель генерального директора КГ «Полилог» Роман Моложон связывает эти изменения с донастройкой управленческой вертикали и заменой непопулярных градоначальников.

Облегчение формальных процедур и практик замены глав городов.

Политолог Виталий Иванов отмечает, что такие отставки становятся перманентным явлением, связаны с заменой мэров, поставленных предшественниками действующих губернаторов, а также отставками скомпрометированных мэров.

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика», считает, что держали ситуацию до президентских выборов, чтобы спокойно их провести, и теперь у губернаторов оказались развязаны руки для кадровых перестановок.

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» - об отставках мэров

Губернаторы убирают мэров по щелчку пальцев и не всегда стремительные отставки связаны с неэффективностью градоначальников, комментирует массовые увольнения мэров в интервью «Клубу Регионов»  (http://club-rf.ru/opinions/2938) политолог Евгений Минченко. 

– Видна ли в отставках мэров этого года какая-то тенденция, может, общий тренд?

В целом я бы сказал, что у нас местное самоуправление находится в страдательном залоге, поэтому главы городов уязвимы с точки зрения того, что любое изменение конъюнктуры может повлечь за собой отставку.

Когда только вводилась процедура назначения глав МСУ через конкурс, главным аргументом был – губернатору будет легче уволить неэффективного управленца…

– Вот, пожалуйста. Убрать – легко. По щелчку пальцев.

– Всегда ли дело в эффективности? Дают ли мэрам сейчас шанс на исправление?

– Тут всё индивидуально. Что такое шанс на исправление? Вот, пришел в регион новый губернатор, а у него сидит мэр, которого на эту позицию назначил прежний руководитель региона. И такого мэра убирают не потому, что он плохо работает, а потому, что новому губернатору нужен свой человек.

– Отставка мэра – это по-прежнему способ для губернатора заработать дополнительные очки в глазах жителей?

– Это вообще не про рейтинг. Это про управляемость. Жители, конечно, обращают на это внимание, потому что это их как-то касается, но, как правило, ключевой мотив в принятии таких решений – это управляемость со стороны главы региона. Второй по распространенности мотив – всевозможные коррупционные претензии.

– Связаны ли отставки с выборами? С грядущими выборами губернатора или, например, с тем, что город показал плохие результаты на прошедшем голосовании?

 – Я такого не припомню. Мэры практически везде перестали влиять на политическую ситуацию.

По подсчетам «Клуба Регионов», с начала 2024г. в отставку ушел 21 градоначальник. 11 из них возглавляли региональные центры.

Отставок много – и будет больше, надо к этому привыкать

Виталий Иванов, эксперт по региональной политике - об отставках мэров

В от­став­ку ушел мэр го­ро­да-спут­ни­ка Ка­за­ни, на­у­ко­гра­да Ин­но­по­лис Рус­лан Ша­га­ле­ев. Он за­ни­мал пост с 2016 года. С се­ре­ди­ны мая в рос­сий­ских го­ро­дах ак­тив­но ме­ня­ют­ся гра­до­на­чаль­ни­ки – Ша­га­ле­ев стал вось­мым мэ­ром, объ­явив­шим о сло­же­нии пол­но­мо­чий.

От­став­ка мэ­ров ни­кем не за­ду­ма­на как мас­со­вая. Нель­зя ска­зать, что были ка­кие-то осо­бые пред­по­сыл­ки для того, что мы опре­де­ля­ем как мас­со­вость. Это в из­вест­ной мере слу­чай­ное со­пря­же­ние на та­ком ко­рот­ком хро­но­ло­ги­че­ском от­рез­ке це­ло­го ряда раз­ных сю­же­тов. Есть стан­дарт­ные ис­то­рии: си­ло­ви­ки дали мэру на­пря­мую или че­рез его окру­же­ние по­нять, что ему пора ухо­дить. Вто­рой тип ис­то­рий: мэр при­над­ле­жит к ко­ман­де преды­ду­ще­го гу­бер­на­то­ра. Но­вый гла­ва от него из­бав­ля­ет­ся: кто-то это де­ла­ет сра­зу, кто-то по про­ше­ствии вре­ме­ни. Тре­тий сю­жет: идет ро­та­ция внут­ри ко­ман­ды дей­ству­ю­ще­го гу­бер­на­то­ра, там мо­гут быть раз­ные при­чи­ны – под­вел или надо по­вы­сить и так да­лее. Все сю­же­ты по сво­ей при­ро­де раз­ные, по­ми­мо пе­ре­чис­лен­ных, на­вер­ное, мож­но было бы най­ти и дру­гие. Но есть один фак­тор, ко­то­рый се­рьез­но сти­му­ли­ру­ет и су­ще­ствен­но об­лег­ча­ет ро­та­цию му­ни­ци­паль­но­го ру­ко­вод­ства. Это об­лег­че­ние по­ряд­ка от­ре­ше­ния и за­ме­ны в ши­ро­ком смыс­ле глав му­ни­ци­па­ли­те­тов. В 1990-е, ну­ле­вые и на­ча­ле 2010-х го­дов от­ста­вить, за­ме­нить и, про­ще го­во­ря, вы­гнать мэра было слож­но. Сей­час это очень лег­ко: по­че­му не ме­нять, если это ни­ка­ких се­рьез­ных управ­лен­че­ских и по­ли­ти­че­ских рис­ков не при­не­сет?

По­это­му от­ста­вок мно­го – и бу­дет боль­ше, надо к это­му при­вы­кать. Этот «мэ­ро­пад» бу­дет но­сить пер­ма­нент­ный ха­рак­тер. Идет об­нов­ле­ние и гу­бер­на­тор­ских кад­ров. При­хо­дит но­вый гла­ва ре­ги­о­на, и ему, ко­неч­но, ну­жен свой мэр. Ред­чай­ший слу­чай, ко­гда ру­ко­во­ди­тель, при­хо­дя на тер­ри­то­рию, остав­ля­ет преды­ду­ще­го мэра. В по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев он его уби­ра­ет либо до соб­ствен­ных вы­бо­ров, либо по­сле них. Ис­клю­че­ния есть. Слу­чай с Ива­но­вом, где гу­бер­на­тор Ста­ни­слав Вос­кре­сен­ский несколь­ко лет тер­пел мэра Вла­ди­ми­ра Ша­ры­по­ва, до­став­ше­го­ся от преды­ду­ще­го ру­ко­во­ди­те­ля, – ред­кое ис­клю­че­ние. Ме­ня­ют­ся гу­бер­на­то­ры – ме­ня­ют­ся мэры, сами гла­вы ре­ги­о­нов ме­ня­ют соб­ствен­ных вы­дви­жен­цев по раз­ным при­чи­нам, к тому же по­сто­ян­но ра­бо­та­ют си­ло­ви­ки.

Если срав­ни­вать с «гу­бер­на­то­ро­па­дом», то «гу­бер­на­то­ро­пад» – это управ­ля­е­мый про­цесс. То есть ад­ми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та за­пус­ка­ет цен­тра­ли­зо­ван­ную ро­та­цию кад­ров глав ре­ги­о­нов: услов­но, пять – де­сять че­ло­век в те­че­ние двух-трех недель сни­ма­ют. Что ка­са­ет­ся мэ­ров, то ни­ка­ко­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го ха­рак­те­ра в этом нет, ни­кто гу­бер­на­то­рам из Моск­вы не зво­нил и не го­во­рил о немед­лен­ном сня­тии мэ­ров. Каж­дый гла­ва ре­ги­о­на ре­шал это, и ны­неш­няя се­рия от­ста­вок Ь сов­па­де­ние. Но у это­го сов­па­де­ния есть сти­му­ли­ру­ю­щий фак­тор, упо­мя­ну­тый выше.

Ин­но­по­лис – это, стро­го го­во­ря, не го­род, а тех­но­парк. Его нель­зя срав­ни­вать с ад­ми­ни­стра­тив­ны­ми цен­тра­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. По моей ин­фор­ма­ции, Ин­но­по­лис – та­кая струк­ту­ра, в ко­то­рой лю­дей за­би­ра­ют на по­вы­ше­ние. Ве­ро­ят­но, мэра Рус­ла­на Ша­га­ле­е­ва за­бра­ли с этой це­лью.

@ruexpertclub https://regcomment.ru/analytics/meropad-ili-stechenie-faktorov-raznye-syuzhety-otstavok-merov/