С начала 2024 года в России в отставку ушли уже 13 мэров, причем семеро из них – только в июне. Самые резонансные отставки включают:
- Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев подал в отставку 18 июня, отметив, что настало время двигаться дальше. Шагалеев возглавлял город с 2016 года и стал седьмым мэром крупного города, объявившим об уходе в июне.
- Мэр Тюмени Руслан Кухарук покинул свой пост 1 июня и был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
- Экс-мэр Липецка Евгения Уваркина перешла на работу в правительство региона, курируя проектный офис по нацпроектам.
- Мэр Иванова Владимир Шарыпов, переживший покушение в 2019 году, ушел в отставку 4 июня.
- Мэр Дербента Рустамбек Пирмагомедов покинул свой пост 5 июня.
Причины отставок разнообразны, от карьерных повышений до личных обстоятельств. Например, мэр Астрахани Олег Полумордвинов объявил об уходе из-за проблем со здоровьем.
Политологи видят в этом тренде две основные причины:
Ротация кадров на федеральном и региональном уровнях.
Заместитель генерального директора КГ «Полилог» Роман Моложон связывает эти изменения с донастройкой управленческой вертикали и заменой непопулярных градоначальников.
Облегчение формальных процедур и практик замены глав городов.
Политолог Виталий Иванов отмечает, что такие отставки становятся перманентным явлением, связаны с заменой мэров, поставленных предшественниками действующих губернаторов, а также отставками скомпрометированных мэров.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика», считает, что держали ситуацию до президентских выборов, чтобы спокойно их провести, и теперь у губернаторов оказались развязаны руки для кадровых перестановок.
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» - об отставках мэров
Губернаторы убирают мэров по щелчку пальцев и не всегда стремительные отставки связаны с неэффективностью градоначальников, комментирует массовые увольнения мэров в интервью «Клубу Регионов» (http://club-rf.ru/opinions/2938) политолог Евгений Минченко.
– Видна ли в отставках мэров этого года какая-то тенденция, может, общий тренд?
В целом я бы сказал, что у нас местное самоуправление находится в страдательном залоге, поэтому главы городов уязвимы с точки зрения того, что любое изменение конъюнктуры может повлечь за собой отставку.
– Когда только вводилась процедура назначения глав МСУ через конкурс, главным аргументом был – губернатору будет легче уволить неэффективного управленца…
– Вот, пожалуйста. Убрать – легко. По щелчку пальцев.
– Всегда ли дело в эффективности? Дают ли мэрам сейчас шанс на исправление?
– Тут всё индивидуально. Что такое шанс на исправление? Вот, пришел в регион новый губернатор, а у него сидит мэр, которого на эту позицию назначил прежний руководитель региона. И такого мэра убирают не потому, что он плохо работает, а потому, что новому губернатору нужен свой человек.
– Отставка мэра – это по-прежнему способ для губернатора заработать дополнительные очки в глазах жителей?
– Это вообще не про рейтинг. Это про управляемость. Жители, конечно, обращают на это внимание, потому что это их как-то касается, но, как правило, ключевой мотив в принятии таких решений – это управляемость со стороны главы региона. Второй по распространенности мотив – всевозможные коррупционные претензии.
– Связаны ли отставки с выборами? С грядущими выборами губернатора или, например, с тем, что город показал плохие результаты на прошедшем голосовании?
– Я такого не припомню. Мэры практически везде перестали влиять на политическую ситуацию.
По подсчетам «Клуба Регионов», с начала 2024г. в отставку ушел 21 градоначальник. 11 из них возглавляли региональные центры.
Отставок много – и будет больше, надо к этому привыкать
Виталий Иванов, эксперт по региональной политике - об отставках мэров
В отставку ушел мэр города-спутника Казани, наукограда Иннополис Руслан Шагалеев. Он занимал пост с 2016 года. С середины мая в российских городах активно меняются градоначальники – Шагалеев стал восьмым мэром, объявившим о сложении полномочий.
Отставка мэров никем не задумана как массовая. Нельзя сказать, что были какие-то особые предпосылки для того, что мы определяем как массовость. Это в известной мере случайное сопряжение на таком коротком хронологическом отрезке целого ряда разных сюжетов. Есть стандартные истории: силовики дали мэру напрямую или через его окружение понять, что ему пора уходить. Второй тип историй: мэр принадлежит к команде предыдущего губернатора. Новый глава от него избавляется: кто-то это делает сразу, кто-то по прошествии времени. Третий сюжет: идет ротация внутри команды действующего губернатора, там могут быть разные причины – подвел или надо повысить и так далее. Все сюжеты по своей природе разные, помимо перечисленных, наверное, можно было бы найти и другие. Но есть один фактор, который серьезно стимулирует и существенно облегчает ротацию муниципального руководства. Это облегчение порядка отрешения и замены в широком смысле глав муниципалитетов. В 1990-е, нулевые и начале 2010-х годов отставить, заменить и, проще говоря, выгнать мэра было сложно. Сейчас это очень легко: почему не менять, если это никаких серьезных управленческих и политических рисков не принесет?
Поэтому отставок много – и будет больше, надо к этому привыкать. Этот «мэропад» будет носить перманентный характер. Идет обновление и губернаторских кадров. Приходит новый глава региона, и ему, конечно, нужен свой мэр. Редчайший случай, когда руководитель, приходя на территорию, оставляет предыдущего мэра. В подавляющем большинстве случаев он его убирает либо до собственных выборов, либо после них. Исключения есть. Случай с Ивановом, где губернатор Станислав Воскресенский несколько лет терпел мэра Владимира Шарыпова, доставшегося от предыдущего руководителя, – редкое исключение. Меняются губернаторы – меняются мэры, сами главы регионов меняют собственных выдвиженцев по разным причинам, к тому же постоянно работают силовики.
Если сравнивать с «губернаторопадом», то «губернаторопад» – это управляемый процесс. То есть администрация президента запускает централизованную ротацию кадров глав регионов: условно, пять – десять человек в течение двух-трех недель снимают. Что касается мэров, то никакого централизованного характера в этом нет, никто губернаторам из Москвы не звонил и не говорил о немедленном снятии мэров. Каждый глава региона решал это, и нынешняя серия отставок Ь совпадение. Но у этого совпадения есть стимулирующий фактор, упомянутый выше.
Иннополис – это, строго говоря, не город, а технопарк. Его нельзя сравнивать с административными центрами субъектов Федерации. По моей информации, Иннополис – такая структура, в которой людей забирают на повышение. Вероятно, мэра Руслана Шагалеева забрали с этой целью.