Компактные города признаны урбанистической моделью будущего

Тип: статья

Международная команда ученых проанализировала 919 европейских городов и разделила их на четыре типа: компактные города, города со средней плотностью застройки, малоэтажные города с низкой плотностью застройки и «зеленые» города. Оказалось, что наиболее оптимальной моделью будущего являются компактные города — в них много пешеходных зон, низкий уровень выбросов CO2 на душу населения. Однако этим городам предстоит решить проблему засилья автомобилей и недостатка зеленых зон. Результаты позволят найти оптимальную модель городов будущего. Исследование опубликовано в журнале The Lancet Planetary Health.

Мир становится все более урбанизированным. Поскольку города по всему миру продолжают расти, важно понимать, как разные формы городской застройки влияют на окружающую среду и здоровье людей, однако пока исследований на эту тему сравнительно мало.

Международная команда ученых решила выяснить, на какие типы можно разделить города в Европе и какие из них наиболее благоприятные с точки зрения здоровья людей, качества окружающей среды и углеродного следа. Они проанализировали 919 городов из 31 страны, включенных в базу данных Urban Audit за 2018 год. Площадь каждого города была разделена на пять концентрических колец. Структура каждого кольца была составлена с использованием данных со спутниковых снимков и базы данных Open Transport Map. Для составления показателя температуры окружающей среды ученые использовали температуру поверхности земли и сравнили ее в городах и сельских районах. В качестве показателя загрязнения воздуха исследователи взяли данные об уровне оксида азота и углекислого газа в тропосфере.

Распределив города по всем показателям, ученые выделили четыре типа городов: компактные города с высокой плотностью застройки, города со средней плотностью застройки, малоэтажные города с низкой плотностью застройки и «зеленые» города с низкой плотностью застройки.

Первый тип городов характеризуется небольшим размером территории и высокой плотностью населения. Как правило, в них много пешеходных зон, умеренное количество велосипедных дорожек и немного зеленых природных зон. В компактных городах удобно передвигаться пешком, на велосипеде или с помощью общественного транспорта. К этой категории городов относятся Барселона, Милан, Париж и Базель.

Города второго типа имеют небольшую площадь, среднюю плотность населения и относительно высокую плотность дорог для автомобилей. Количество пешеходных зон, велосипедных дорожек и зеленых зон находится на среднем уровне. К городам средней плотности застройки относятся Брюссель, Дублин и Лейпциг.

Третий тип городов — малоэтажные города с низкой плотностью застройки. Они занимают большую площадь, но имеют меньшую плотность населения. В этих городах немного пешеходных зон и велосипедных дорожек, однако есть высокая доступность природных зон на окраинах. Города третьего типа — Пиза, Овьедо и Тулуза.

«Зеленые» города обладают самой большой площадью и низкой плотностью населения. Для них характерна умеренная доступность пешеходных зон и высокая доступность велосипедных дорожек и зеленых зон, чаще всего расположенных в центре. К городам четвертого типа относятся Хельсинки, Ренн и Стокгольм.

Ученые проанализировали города и выяснили, что наибольший поток автомобилей был в городах первого и второго типов. Это приводит к наибольшему уровню загрязнения воздуха, концентрации тепла в городах и высокому уровню смертности. Однако концентрация людей на небольшом пространстве повышает энергоэффективность, поэтому компактные города относятся к типу городов с самым низким уровнем выбросов углекислого газа на душу населения.

В «зеленых» городах с низкой плотностью застройки наблюдалась самые низкие значения концентрации тепла в городах, уровня загрязнения воздуха и смертности. Однако разросшиеся города требуют больше времени для поездок на работу, поэтому они менее эффективны и обладают высоким уровнем выбросов углекислого газа на душу населения.

Авторы пришли к выводу, что компактные города могут стать моделью будущего, однако в современном виде они вредят окружающей среде и людям большим количеством автомобилей и нехваткой зеленых насаждений.

«Мы должны использовать потенциал компактных городов с помощью инновационных моделей районов с низким трафиком или без автомобилей и альтернативных решений, включая посадку деревьев и озеленение крыш и фасадов. Необходимо сократить использование автомобилей и еще больше перейти на общественный транспорт. Конечно, не существует универсального решения для всех городов. Каждый город должен провести специальные исследования, основанные на его собственных характеристиках, и разработать особое решение, чтобы найти оптимальную модель с точки зрения здоровья, качества окружающей среды и углеродного следа», — рассказал Марк Ньювенхейсен, старший автор исследования из Института глобального здравоохранения, Испания.

InScience