Ситуацию обсудили в краевом парламенте – на совместном заседании комитета по госустройству, законодательству и местному самоуправлению и комитета по бюджету, госсобственности и защите прав граждан.
«Надзорные органы выносят предписания, затем следуют решения судов, и их должны исполнить органы местного самоуправления. Это касается состояния дорог, полигонов ТКО, очистных сооружений, проблем обеспечения жильем детей-сирот и др. В случае неисполнения к должностным лицам может применяться и административная, и уголовная ответственность. В большинстве случаев судебные решения не исполняются из-за недостатка финансовых средств на решение всех вопросов у органов МСУ», – пояснила председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова.
Кроме того, по ее словам, многое зависит от компетентности работы местных органов власти и расстановки приоритетов.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов отметил, что подобные проблемы существуют и в других регионах, в частности, в Алтайском крае. А также привел пример Минусинска, где администрацию по суду обязали создать инфраструктуру для ИЖС.
«Но цена вопроса – 6 миллиардов рублей! Это годовой бюджет Минусинска. Мы были бы очень рады, если бы в решении суда было сказано, откуда взять эти деньги. Но вряд ли стоит рассчитывать на чудеса», – посетовал депутат.
Всего, по данным судебных приставов, на исполнение судебных решений в крае сегодня требуется почти 16 млрд рублей.
Прежде всего это суммы, необходимые для обеспечения жильем жителей аварийных домов и детей-сирот, а также создание инфраструктуры на земельных участках под строительство и реконструкция очистных сооружений и другие цели.
Муниципалитеты края каждый год получают межбюджетные трансферы на строительство жилья, домов, реконструкцию объектов ЖКХ, ремонт дорог и школ. Так, в 2024 году субсидии на эти цели составили 28,3 млрд рублей, а на иные трансферы – 5,6 млрд. Однако ситуация нуждается в дальнейшей проработке и контроле.
«Контроль со стороны краевой власти за исполнением судебных решений в отношении глав муниципалитетов должен быть усилен. При этом необходимо провести анализ: сколько судебных решений и дел у того или иного главы города или района. Конечно, главы несут ответственность за все вынесенные судебные решения. Но исполнительная и законодательная власть должны оказывать руководителям территорий более существенную поддержку для исполнения этих решений», – уверен вице-спикер регионального парламента Дмитрий Свиридов.
Свое мнение по вопросу высказали во время дискуссии депутаты Вера Оськина, Максим Маркерт, Владимир Вахтель, Виктор Кардашов, Ирина Иванова, Юрий Адаменко, Максим Золотухин, Анатолий Самков, Екатерина Уделько. Так, прозвучали предложения к правительству проанализировать структуру расходов на исполнение судебных решений, а к органам местного самоуправления – работать над тем, чтобы дела не доходили до судов.
«Исполнение судебных решений для органов МСУ обязательно. Для этого необходимо изыскивать финансовые ресурсы… Все проблемы нам известны, они требуют принятия финансовых решений на уровне края.
Правительство этими вопросами занимается, а мы, в свою очередь, до 1 октября ведем сбор информации, анализируем ее и накануне принятия проекта бюджета на трехлетку будем смотреть, как судебные решения отражены в главном финансовом документе. Подход к решению таких проблем должен быть не только государственным, но и рациональным, взвешенным», – подвел итог дискуссии председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин.
Красноярский край. Муниципалитетам не хватает средств для исполнения судебных решений
Тип: статья