В перемещении госкомпаний в регионы есть большая логика

Тип: статья

«В перемещении госкомпаний в регионы есть большая логика. Потому что сами компании или штаб-квартиры являются крупными налогоплательщиками, хотя бы в части НДФЛ с работников подразделений, располагающихся в данном регионе. И скорее всего, происходит перераспределение уплаты части налога на прибыль, который тоже идет в региональные бюджеты. Это напрямую гарантирует увеличение доходной части региональных бюджетов. Но есть косвенные эффекты, которые не менее важны для регионов. Привлечение высококвалифицированной и высокооплачиваемой силы меняет в регионе в значительной степени сферу услуг, запросы на те или иные товары и услуги. Это может изменить требования к качеству городской среды, включая общественный транспорт или иные блага, предоставляемые государством или муниципалитетом. Это повышает требования к качеству самой рабочей силы, возникает спрос на жилую недвижимость и так далее.

Риски связаны с системой управления, которая есть в нашей стране. Она подразумевает централизованное принятие решений. То есть децентрализовать что-либо можно, но это повысит неэффективность целого ряда действий внутри самих структурных единиц, которые такими действиями будут охвачены. Все равно высшему руководству компаний придется ездить в командировки в Москву. Это создаст напряженность и в части внутренних издержек, и в части логистических действий.

Также есть риски, что часть высококвалифицированных кадров не переедет в другие локации. Из-за этого качество самого управления может снизиться. Возможно, критической массы каких-то кадров в определенных регионах будет недостаточно, чтобы обеспечить бесперебойность работы подобных структур с точки зрения принятия соответствующих решений. Есть определенный косвенный эффект, что перекосы на рынке труда в каких-то локальных сообществах также создадут целый ряд негативных проявлений, вплоть до психологических. Могут возникать межличностные конфликты, связанные с тем, что будет отторжение к представителям данных компаний со стороны локальных сообществ. Какие-то элиты могут конфликтовать и на уровне отдельных личностей.

Тем не менее для нашей страны крайне необходима децентрализация в части управленческих действий. Думаю, что чисто директивные методы рано или поздно будут давать сбой. Можно кого угодно куда угодно отправить, но если центр принятия решений не будет рассредоточен при этом, то эффективность этих действий будет не позитивной, а, наоборот, отрицательной.

Если говорить о возможных перемещениях, то РЖД логично, например, переместить в Новосибирск или Екатеринбург. «Роскосмос» может переехать в Самару. «Аэрофлот» должен быть сосредоточен в Москве, поскольку она основной хаб, но даже его можно рассредоточить на несколько регионов. Финансовые институты могут быть тоже перемещены в разные точки. Институты развития легко могут быть на том же Дальнем Востоке, а не в Москве».

Владимир Климанов (https://t.me/Klimanov_ru), директор Центра региональной политики