Администрация Санкт-Петербурга запретила парковку прокатных электросамокатов в центре города. Ограничения для средств индивидуальной мобильности (СИМ) ранее ввели в Сочи, Перми и других городах России. Подобные решения власти принимают на фоне роста аварийности с участием СИМ: согласно обнародованным вчера ГИБДД данным, за полгода число таких ДТП в России выросло на 80%, в них погиб 21 человек. Власти Москвы, где произошло более трети всех аварий, запреты, как выяснил “Ъ”, вводить пока не намерены.
По поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с 1 августа запрещена парковка прокатных СИМ в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Запрет пока не коснулся транзитного проезда через центр города мобильных транспортных средств. Администрация ввела ограничения, достигнув договоренности с кикшеринговыми операторами — приложения не дают завершить сессию в запрещенных зонах. 40 виртуальных парковок предусмотрено на границах четырех районов.
«Вследствие высокого туристического и пешеходного трафика в центре операторы приняли совместное с городом решение сделать его транзитной зоной,— подтвердили в "МТС Юрент".— Уже сегодня ввиду особенностей инфраструктуры — узких тротуаров и высокого пешеходного потока — езда на самокатах по центру Петербурга весьма затруднительна».
Операторы совместно с городом намерены работать над созданием необходимой инфраструктуры для СИМ, например обустройством парковочных хабов вне узких тротуаров и велополос, рассказали “Ъ” в пресс-службе Whoosh. Финансирование возьмут на себя шеринговые сервисы, перечисляя в бюджет не менее 1 тыс. руб. за каждый самокат, сообщили в городском комитете по транспорту.
Отметим, в августе 2023 года администрация Сочи уже ограничила прокат и движение электросамокатов в 23 районах. В марте 2024 года власти Перми запретили парковать СИМ вне специальных парковочных мест (которых в городе по факту нет): весь мобильный транспорт эвакуируют на штрафстоянку. Операторы кикшеринга решили оспорить правомерность этих действий в суде. Власти Краснодара начали устанавливать лежачие полицейские на тротуарах, чтобы ограничить скорость движения пользователей СИМ.
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России (входит в структуру ГИБДД) между тем вчера обнародовал свежую статистику аварийности с участием СИМ: за шесть месяцев 2024 года зарегистрировано 1,89 тыс. ДТП с участием СИМ (плюс 81,3% к аналогичному периоду прошлого года), в которых погиб 21 человек, включая троих детей. Больше всего аварий зарегистрировано в Москве (658), Нижегородской области (127), Красноярском крае (118), Санкт-Петербурге (86), Тюменской области (81), Краснодарском крае (67).
Власти Москвы пока придерживаются относительно мягкой политики по отношению к СИМ.
Мэрия наращивает число медленных зон, работая над системой контроля за кикшеринговым транспортом и фиксируя нарушения пользователей на камеры. Операторы, в свою очередь, штрафуют пользователей за нарушение договора аренды. С начала сезона было выписано 95 тыс. таких штрафов. Рейды проводит и ГИБДД. «Москва идет по пути развития инфраструктуры и надлежащего регулирования сервиса, а не запрета движения СИМ»,— прокомментировали решение властей Санкт-Петербурга в дептрансе столицы.
Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин проводил у себя в канале опрос: 54% опрошенных (из 381 тыс. голосов) высказались за полный запрет СИМ на улицах. 10 июля, как рассказывал “Ъ”, Госдума приняла в первом чтении поправки к КоАП, усиливающие санкции для нарушителей на СИМ (будет установлен штраф до 3 тыс. руб. за катание вдвоем, до 2,5 тыс. руб.— за создание помех пешеходам, 30 тыс. руб.— за пьяное вождение). Но сейчас Госдума на каникулах, так что в текущем сезоне поправки точно не заработают.