Электричество, тепло и вода: регионам расширили возможности для списания бюджетных кредитов

Тип: статья

При подготовке поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы Правительство поддержало соответствующую инициативу сенаторов. О новых мерах поддержки регионов  рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.

- Завершившаяся весенняя сессия была богата на законотворческие инициативы по финансовой части. Чего стоит только принятый налоговый пакет, который бурно обсуждался как на открытых площадках, так и в кулуарах. Крупные предприятия и богатые россияне теперь будут платить больше со своих доходов. Насколько эти фискальные трансформации помогут менее обеспеченным россиянам?

- Подписанные президентом законы как раз и направлены на решение злободневных вопросов. В том числе поправки в Налоговый кодекс. Возможности, которые у нас появились благодаря в том числе и этим изменениям, позволяют получить дополнительные доходы, которые будут направлены на решение вопросов социальной справедливости. Мы долгое время подступались к многоступенчатой системе налогообложения доходов физлиц, наконец прогрессивная шкала утверждена. Теперь размер взимаемых налогов варьируется от 13 до 22 процентов. Принцип простой: кто больше имеет доходы, тот и будет больше платить.

- Вы сказали: «Дополнительные доходы». Есть ли уже понимание, сколько бюджет получит от нововведения?

- Мы посчитали, что где-то от 500 до 600 миллиардов рублей бюджет может получить дополнительных доходов. Плюс нужно учитывать и налог на прибыль предприятий, который подняли с 20 до 25 процентов. В связи с этим мы внесли изменение в закон о бюджете. У нас появилась возможность распределить дополнительные средства на самые насущные проблемы. Прежде всего, конечно, на реализацию президентской программы по демографии, поддержку семьи.

- Как бизнес отреагировал на необходимость платить больше?

- Бизнес воспринял это с пониманием. Главное, о чем говорит бизнес: хорошо, повысили до 25 процентов, так давайте это застолбим, чтобы правила игры не менялись какой-то период времени.

- А интересы малого бизнеса при внесении изменений в Налоговый кодекс были учтены?

- Малый бизнес этими поправками получил очень серьезные преференции. Дополнительно такие компании претендуют на то, чтобы им индексировали сумму дохода, с которого будут начинать платить НДС. Мы этот вопрос пока оставили за скобками. И, значит, возможно, к нему вернемся.

- Мы все говорим про дополнительные деньги. А кто станет их хозяином — в какой бюджет будут зачисляться средства, полученные от повышенного НДФЛ?

- Все дополнительные поступления от введенных изменений будут зачисляться в федеральный бюджет. За исключением, правда, одного случая. Минфин поддержал нашу поправку, которая вводит туристический налог. Все сборы от этого налога будут поступать в муниципальные бюджеты.

- Была еще принята поправка, над которой долгое время работали законодатели, в том числе и вы, — это акциз на медицинский спирт. Тема была дискуссионной, как удалось переубедить оппонентов?

- Когда мы только подступали к теме использования этилового спирта, то обнаружили аномалию: в один из недавних рассматриваемых периодов объем потребления медицинского спирта увеличился в четыре раза. В чем дело? Начали разбираться. Выяснилось, что спирт реализовывался по двум каналам: ветеринарному и медицинскому. Одно из сельхозпредприятий, кстати, недействующих, получило несколько сот декалитров медицинского спирта, который пошел на изготовление контрафактного алкоголя. Поэтому встал вопрос о том, что этому надо положить конец и закрыть использование медицинского спирта на цели, не относящиеся ни к медицинской, ни к ветеринарной деятельности. С одной стороны, это приводило — и пока еще приводит — к колоссальным потерям бюджета, а с другой стороны, изготовление некачественного алкоголя приводит к гибели людей. Вторая проблема, разумеется, главнее. И мы поставили вопрос таким образом, что все должны платить акциз, вне зависимости, какой это пользователь и для чего используется медицинский спирт — для изготовления лекарственных средств, ветеринарных препаратов или для изготовления алкоголя. И когда будет взиматься акциз, ни у кого не возникнет мысли из этого спирта изготавливать контрафактный алкоголь. Это будет слишком дорого.

- На стадии рассмотрения законопроекта высказывались опасения, что от введения акцизов на спирт подорожают лекарства…

- Да, Министерство здравоохранения высказывало опасения, и мы их услышали. Что касается медицинских препаратов, где действительно одним из компонентов является спирт, предприятия могут сразу получить безакцизный этиловый спирт на подтвержденный объем производства этих лекарств. На самом деле этого можно было бы и не делать, так как предприятия могли бы получить субсидию на это же количество спирта. Но только в том количестве, которое потребовалось для изготовления медицинских препаратов. Или, допустим, аптечная система, которая у себя изготавливает какие-то препараты, — тоже, пожалуйста.

- А эти исключения из общего правила не приведут к повторению той практики, от которой вы пытаетесь избавиться?

- Поэтому мы эту тему не закрываем, будем мониторить правоприменение закона. Если и там найдут лазейки, будем и эти лазейки перекрывать.

- Сколько денег принесут в казну изменения?

- По разным оценкам, где-то порядка 65 миллиардов рублей дополнительных доходов бюджет может получить от этого нововведения. Я-то думаю, что гораздо больше. Поживем — увидим.

- И эти доходы будут зачисляться в федеральный бюджет?

- Да. И это, наверное, справедливо, потому что в конечном итоге этих доходов у регионов не было раньше.

- Кстати, о регионах. Какие-то глобальные меры поддержки субъектов обсуждались на стадии принятия поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы?

- Прежде всего, конечно, меры касаются реализации президентского послания. Глава государства выступил с инициативой о списании двух третей задолженности по бюджетным кредитам. Но мы увидели, что далеко не все регионы смогут воспользоваться этой возможностью. Потому что там было требование, что эти средства, которые подлежат списанию, должны быть направлены на создание инфраструктуры для новых инвестиционных проектов. Но губернаторы неоднократно ставили вопрос разрешить им направлять деньги и на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. В этот раз мы предложили, и Правительство согласилось с нами: деньги на модернизацию коммунальной инфраструктуры тоже можно направлять. Но направлять-то нужно деньги. А если их нет и регион живет, что называется, от зарплаты до зарплаты? Для таких регионов будем предлагать хотя бы пролонгацию начала выплат по бюджетным кредитам на более длительный срок. Хотя бы какая-то отдушина для них получится.

- Поправками также продлили программы индивидуального социального экономического развития некоторых регионов до 2030 года. Как вы оцениваете эффективность этой меры поддержки?

- Как это ни странно: казалось бы, небольшие суммы им выделяют ежегодно — один миллиард рублей, но эти деньги оказали существенное влияние на экономические процессы во всех этих регионах, в которых реализовывались программы индивидуального развития. Во всех этих субъектах вырос уровень бюджетной обеспеченности. А это главная цель, которая и ставилась перед ними. И губернаторы предложили, а мы поддержали их и обратились к Правительству с предложением по продлению действия этой программы. Даже добавились два региона. Президент одобрил эту инициативу и предложил продлить срок действия программы до 2030 года.

Парламентская газета