Российские города конкурируют за людей

Тип: статья

Фактор номер один – наличие рабочих мест.

Второй фактор – качество среды. Город должен работать над узнаваемостью и востребованностью. Некоторые территории уже начали активную работу в этом направлении. Так произошло с Нижним Новгородом после масштабного благоустройства, проведённого за последние лет, и на волне подготовки к юбилею.

Третий фактор, работающий в связке со вторым, – знаковые постройки, преобразующие город. Появление больших интересных объектов или проектов могут кардинально изменить восприятие города. Например, в Казани несколько таких «открыточных» объектов: от благоустроенного и преображённого Казанского кремля и мечети «Кул-Шариф» до театра кукол «Экият».

Для города продуктивнее, когда бизнес не встраивается в местную рутину, а создаёт свои уникальные объекты, добавляющие его облику привлекательности. Проще собирать инвестиции под мегапроекты, которыми можно себя увековечить. В мегаполисах, которые трудно фундаментально изменить, бизнес может идти путём создания отдельных привлекательных локаций.

Для развития городской среды миллионникам важно запускать яркие проекты, принципиально отличающие город от других. Например, в Омске можно было бы оживить историю о Белой столице, поиграть на исторической памяти. У каждого города должны быть свои уникальные «фишки». В Красноярске когда-то проводился городской карнавал. К сожалению, сейчас эта традиция утрачена, но был период, когда это был единственный крупный город страны, где действительно проходил привлекающий внимание карнавал. Как Венеция, но только в России.

Ещё одна идея – проекты реконструкции традиционной исторической среды. Это могло бы придать уникальности многим городам. Например, 130-й квартал в Иркутске, который сделал город знаменитым. Проект такого масштаба пока никто не смог создать.

Однако для трансформации небольших городов не всегда подходят принципы работы, характерные для реализации проектов в мегаполисах. Необходимо искать другие модели. Одна из них – развитие близко расположенных друг к другу маленьких городов за счёт создания совместной инфраструктуры. Содержать малые больницы на достойном уровне в каждом населённом пункте невозможно, но можно в одном городе сделать приличный медицинский кластер, который будет охватывать всю округу, а в другом – что-то связанное с высшим или средним образованием.

Вот пример, как может быть реализована модель, в которой мы рассматриваем город не сам по себе, а в связке с другими территориями: в городе Свободный Амурской области «СИБУР» строит большой промышленный комплекс, который необходимо обеспечить сотрудниками. Сам Свободный не наберёт средовых и инфраструктурных преимуществ для того, чтобы удовлетворить запрос потенциального работника даже при высокой зарплате.

Имеющуюся среду Свободного надо расширить за счёт ближайшего крупного города. То есть, продвигать его «в пакете» с Благовещенском, апеллируя к тому, что это всего 150 км от Благовещенска, а через мост – Китай. Свободный должен восприниматься как ворота в Китай, на Большой Дальний Восток. Ты можешь быстро долететь до гейзеров и вулканов Камчатки, а на выходные слетать во Владивосток. Если у тебя будут деньги, которые платит компания, ты сможешь проводить прекрасные вечера на берегу Японского моря. Иными словами, на таких примерах показывать, что современный город – это не замкнутая среда, а траектории движения.

Ещё одна интересная модель для небольшого города – создание образовательного трека. В этом смысле стратегически важно привести кампус или филиал достойного вуза. Удачно реализовать эту модель получилось в Нижнекамске, где бизнес формирует сквозное образование – фактически от детского сада или ранней школы до вуза.

Для привлечения новых жителей города должны учитывать свои особенности, свои размеры и искать то, что может привлечь людей в краткосрочной или долгосрочной перспективе (в зависимости от выбранной стратегии). Каждый город должен искать собственные точки притяжения, которые могут стать основой построения территориального бренда и выгодно смотреться в условиях конкурентной борьбы за людей.

Материал подготовлен ЦСП «Платформа» – специально для «Октагона» в рамках работы Экспертного совета по развитию территорий. Автор – генеральный директор Союза российских городов Андрей Максимов.