Дальнейшая деградация системы муниципального управления представляется практически неизбежной

Тип: статья

В числе лидеров оказались Казань, Нижний Новгород, Тюмень. Авторы доклады утверждают: несмотря на разный генезис своей успешности, эти города показывают устойчивую динамику развития и имеют, по разным причинам, высокий потенциал дальнейшего роста.

В число явных аутсайдеров попали Ульяновск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Кемерово, Махачкала. Авторы исследования указывают, что объективно, т.е. независимо от эффективности муниципального управления, слабая позиция в этом списке только у индустриального Кемерово, отчасти — у Махачкалы, в которой накопилось множество инфраструктурных и прочих проблем. В остальных случаях на негативную динамику оказывает значительное влияние невысокий уровень управления городом. В Ульяновске мэр работает на своем посту с 2023 г., и, возможно, еще сумеет проявить свой управленческий потенциал. Однако в Волгограде и Ростове-на-Дону, мэры занимают свои посты с 2021 г., так что, видимо, именно отсутствие у них необходимых компетенций и управленческих способностей ведут к постепенному ухудшению динамики развития, заключают авторы доклады.

Полагаю, что дальнейшая деградация системы муниципального управления представляется практически неизбежной. В пользу такого сценария работает целая совокупность факторов. Прежде всего, действующие руководители городов обладают довольно низкой степенью самостоятельности. По сути, едва ли не ключевым критерием их эффективности выступает обеспечение показателей работы губернаторов, одним из важнейших среди которых является успешное выполнение работ по национальным проектам. Зачастую именно мэры аккумулируют на себе весь негатив, связанный с проблемами в дорожном и коммунальном хозяйстве, а также регулярно возникающими экологическими конфликтами. Фактически градоначальникам все чаще и чаще приходится примерять на себя роль «плохого начальника».

Вместе с тем, необходимо понимать, что  в большинстве случаев ремонт дорог, замена инженерных сетей или подвижного состава общественного транспорта не представляется возможным без поддержки из регионального или федерального бюджетов. Авторы доклада резонно указывают, что в некоторых случаях действия мэров приводят к заметному ухудшению ситуации: например, в Ростове-на-Дону закупки автобусов идут одновременно с сокращением штата водителей; в результате ситуация с общественным транспортом ухудшается, несмотря на финансовые вливания.

Не секрет, что подчас мэры предпочитают дистанцироваться от проблем горожан: при этом многие их управленческие решения подвергаются резкой критике.

На мой взгляд, красноречивым свидетельством наличия серьезных проблем на уровне управления муниципалитетами можно считать целую череду отставок мэров городов. Только в текущем году кадровые перемещения случились в Новосибирске, Воронеже, Тюмени, кроме того, ожидаются еще отставки, например, в Челябинске. Свой отпечаток на систему муниципального управления накладывают и антикоррупционные мероприятия: городские администрации все чаще и чаще оказываются в фокусе внимания силовых органов.

Таким образом, можно прогнозировать, что муниципальный уровень управления нуждается  в системной перестройке, потому как в нынешнем виде система последовательно демонстрирует собственную неэффективность».

И. Гращенков, Президент Центра развития региональной политики