ФЗ № 248-ФЗ в ряде статей содержит положения о выдаче рекомендаций. При этом среди видов профилактических мероприятий и КНМ данная форма не упоминается.
Итак, в каких случаях ФЗ 248 установлена возможность выдачи рекомендаций:
- инспектор при проведении КНМ имеет право выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений ОТ (п. 6. ч. 2 ст. 29)
- в случае отсутствия выявленных нарушений ОТ при проведении КНМ сведения об этом вносятся в ЕРКНМ. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению ОТ, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков (ч. 1 ст. 90)
- в случае выявления при проведении КНМ нарушений ОТ контролируемым лицом КНО в пределах полномочий, предусмотренных законодательством , обязан рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению ОТ, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков (п. 5 ч. 2 ст. 90)
Каковы главные объективные выводы из установленных норм:
- рекомендации – форма профилактики, хоть и не упоминаемая в статье 45 ФЗ 248 среди видов профилактических мероприятий
- рекомендации можно выдавать как по итогам КНМ (как со взаимодействием, так и без взаимодействия), так и в ходе профилактических мероприятий, а также в иных необходимых случаях.
- Закон упоминает цели выдачи рекомендаций: «по обеспечению безопасности», «по предотвращению нарушений ОТ», «по соблюдению ОТ».
- Закон устанавливает право и обязанность для рассмотрения вопроса о выдаче рекомендаций и проведения профилактики. Так, если нарушения ОТ не выявлены, то инспектор «вправе выдать рекомендации по соблюдению ОТ» (ч. 1 ст. 90). А если нарушения ОТ выявлены, то КНО «обязан рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению ОТ, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику» (п. 5 ч. 2 ст. 90).
Хоть это и не установлено ФЗ 248, но из контекста Закона можно сделать вывод, что рекомендации могут быть двух видов:
- общие, которые содержат в себе рекомендации по какому-либо общему вопросу, часто применяемому контролируемыми лицами, которые адресованы группе контролируемых лиц (например, рекомендации управляющим компаниям по обеспечению благоустройства дворовых территорий в весенний период или аналогичное). Они могут разрабатываться КНО и направляться контролируемым лицам в определенные периоды (в условиях определенных сценариев развития ситуации).
- индивидуальные, которые выдаются конкретному контролируемому лицу, например, по итогам проведенного КНМ, профилактического мероприятия, когда есть необходимость обратить внимание контролируемого лица о необходимости порядка соблюдения ОТ, безопасности.
Рекомендации следует отличать от смежных институтов:
- в частности, информирование очень близко по содержанию к форме рекомендаций (более того, размещение рекомендаций можно рассматривать как форму информирования)
- рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований могут также быть частью руководств по соблюдению обязательных требований, которые разрабатываются и утверждаются ФОИВами (ст. 14 ФЗ 247 об ОТ).
🔹 Форма рекомендаций нормативно не утверждена. При необходимости КНО может утвердить форму рекомендаций на основании ч. 3 ст. 21 ФЗ 248 (если в этом есть необходимость для индивидуальных рекомендаций). В ином случае рекомендации могут выдаваться в свободной форме с соблюдение главного требования к его содержанию – рекомендации по соблюдению обязательных требований (какие ОТ и в каком порядке рекомендуется контролируемому лицу соблюдать).
🔹 Всегда следует иметь ввиду, что любая форма взаимодействия при проведении профилактики для контролируемого лица является добровольной, поэтому установление обязанности отвечать на рекомендации, направлять отчет об исполнении всегда будет неправомерным.
Данные разъяснения не являются официальным разъяснением или позицией какого-либо органа или организации. Являются экспертным мнением.