О роли концессий в модернизации систем теплоснабжения

Тип: статья

Концессионные сделки дали регионам и городам возможность долгосрочного планирования модернизации и строительства объектов коммунальной инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций и компетенций в эти проекты. Особое значение имеют концессии, связанные с коммунальной инфраструктурой, так как конечным бенефициаром преимуществ от их реализации выступают жители городов, куда приходит компания-концессионер. Это хорошо видно на примере отрасли теплоснабжения, где главным благом развития концессионных проектов стали не столько дополнительные инвестиции в отрасль, сколько внедрение инновационных технологий в управлении и модернизации централизованных систем теплоснабжения.

Генерация модернизации

По предварительным подсчетам Национального центра ГЧП, в этом году запущено 116 новых проектов на 765,5 млрд руб. Показатель оказался ниже предыдущих лет, но наблюдается динамика укрупнения проектов. В Наццентре ожидают, что в 2024 году рост числа и объемов контрактов государственно-частного партнерства (ГЧП) продолжится и к 2026-му объем таких инвестиций может составить накопительным итогом около 6 трлн руб. против 4,8 трлн руб. по итогам 2023 года.

Согласно оценкам рейтингового агентства АКРА, в 2024 году на втором месте по объемам инвестиций — проекты, связанные с коммунальной инфраструктурой.

«Концессия позволяет разделить часть ответственности, а также риски проектов между публичным и частным партнерами. Инвестор, заключая концессионное соглашение, берет на себя не только обязательства по эксплуатации, созданию и модернизации объектов, но и ответственность за параметры надежности и качества работы системы. Также концессионные соглашения позволяют закреплять тарифные параметры на длительный срок, что дает потребителям понятную и прогнозируемую динамику тарифа», — рассказали «Эксперту» в госкорпорации ВЭБ.РФ.

Модернизация объектов тепловой генерации и тепловых сетей — дорогостоящий процесс, и потребность в инвестициях продолжает расти.

«С одной стороны, возможности бюджета сдерживают эти инвестиции, однако планы правительства и подготовка комплексной программы модернизации ЖКХ в размере 4,5–5 трлн руб. на ближайшие десять лет будут выступать триггером для усиления роли ГЧП и концессионного финансирования в отрасли ЖКХ. Финансировать такие объемы отрасли без участия государства при нынешней ключевой ставке будет практически невозможно», — отмечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева.

В среднем по отрасли в теплосетевом комплексе меняется лишь около 1,5% инфраструктурных объектов (при требованиях 3–4%) в год, а в сетях водоснабжения и водоотведения — меньше 1%

«Это связано с ограниченностью инвестиционного ресурса, а инструменты государственно-частного партнерства позволяют привлечь одновременно значительные средства с последующим возвратом в течение длительного периода без существенной тарифной нагрузки для населения», — рассказали «Эксперту» в пресс-службе компании «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР), компании-концессионера, работающей в 16 регионах.

В РИР привели в пример запуск в эксплуатацию в 2023 году в Южно-Сахалинске новой газовой котельной, построенной в рамках концессионного соглашения с привлечением средств ФНБ. Реализация этого проекта, по оценкам компании, повысила качество теплоснабжения более чем для 11,5 тыс. человек. Сейчас идет обсуждение строительства еще одной котельной. Кроме того, в марте 2023 года стартовала реализация концессионного соглашения в Обнинске, предусматривающего модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Похожие проекты были реализованы РИР в Воронеже, где за пять лет действия концессии заменено 100 км теплосетей, реконструировано 45 центральных тепловых пунктов, проведена работа по модернизации котельных.

«В результате количество порывов на муниципальных теплосетях снизилось в два раза, в три раза сократилось количество отключений на тепловых пунктах, аварийность в котельных уменьшилась на 20%», — отметили в РИР.

Переход к использованию инновационных технологий — важный аспект ГЧП. «Концессионеры более гибки в отношении внедрения новых технологий — как в части непосредственно теплоснабжения (модульные котельные и т. д.), так и в смежных сферах (работа с кредиторской задолженностью, личные кабинеты потребителей и т. д.). От скорости и эффективности внедрения инноваций напрямую зависят прибыль инвестора, а также возможность реализовывать новые проекты, — рассказали в ВЭБ.РФ. — Речь идет о новых подходах к развитию и управлению: приход частного оператора, за которым стоит финансирующая организация и у которого богатый опыт управления аналогичными объектами, позволяет выработать оптимальную стратегию развития централизованных систем теплоснабжения, более эффективно ее эксплуатировать, снизить операционные затраты, а следовательно, снизить и нагрузку на тариф и платежи потребителей».

Пример для подражания

Одним из ярких примеров реализации государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ является Пермский край. По данным Минэкономразвития РФ, в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства по итогам 2023 года этот регион занял пятое место, уступив только Москве, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Нижегородской областям.

В Прикамье жилищно-коммунальное хозяйство стало первой отраслью, в которой начали применять механизмы государственно-частного партнерства. Из 105 проектов ГЧП, реализуемых в регионе, порядка 80% касаются коммунально-энергетической инфраструктуры, а общий объем инвестиций в них приближается к 25 млрд руб. Так, только в сфере теплоснабжения заключено 58 концессионных соглашений.

«Для нас государственно-частное партнерство стало одним из инструментов для модернизации инженерных сетей и инфраструктуры в территориях. Концессионер, вкладывающий собственные и привлеченные, в том числе федеральные, средства в проект, повышает надежность объектов и качество коммунальных услуг для жителей, добиваясь экономии ресурсов в первые годы. При этом концессия позволяет привлекать эти инвестиции без скачкообразного роста тарифа для населения», — рассказал «Эксперту» заместитель председателя правительства Пермского края по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Кокорев.

В регионе отмечают, что за право заключить концессию в крупных городах края, особенно в муниципальных центрах, уже идет активная конкуренция: бизнес поверил в успех таких проектов и сам ищет объекты для инвестиций, но в малых городах и сельских поселениях ситуация сложнее

«Мы продолжаем работу, прорабатывая механизмы повышения для бизнеса инвестиционной привлекательности объектов в небольших населенных пунктах. Это важная и непростая задача. В небольших населенных пунктах объекты мельче, значит, и доходность в перспективе будет не очень высокой, а сама инфраструктура, как правило, находится в более неудовлетворительном состоянии. Для того чтобы сделать такие проекты более интересными для инвесторов, предлагаем укрупнять предложения, объединяя сети сразу нескольких муниципалитетов или ресурсов — это дает возможность снижения издержек за счет масштаба», — отметил Кокорев.

В правительстве Пермского края привели несколько примеров эффективного взаимодействия правительства и инвесторов. Так, в 2022 году регион подписал трехстороннее концессионное соглашение с администрацией Лысьвенского городского округа и энергетиками ПАО «Т Плюс» о развитии системы теплоснабжении в Лысьве. На модернизацию системы теплоснабжения города до 2036 года будет направлено более 1,6 млрд руб. В городе был выведен из эксплуатации неэффективный объект теплоснабжения, который имел высокий износ оборудования. Взамен было построено пять блочно-модульных котельных и проведена реконструкция сетей теплоснабжения. Весь комплекс мер позволит обеспечить качественное и бесперебойное теплоснабжение для более чем 60 тыс. жителей.

В целом за три года в Пермском крае планируется построить, реконструировать и модернизировать 40 источников и заменить более 55 км сетей теплоснабжения в 12 муниципальных образованиях. При этом повысятся качество и надежность предоставляемых коммунальных услуг для 620 тыс. человек.

«Сегодня государство уделяет особое внимание обновлению жилищно-коммунального комплекса. Благодаря решениям президента и правительства действует несколько механизмов поддержки, которая для региона ощутима. Сфера жилищно-коммунального хозяйства требует постоянного внимания. Рассчитываем продолжать эту работу при поддержке правительства совместно с бизнесом, соблюдая баланс интересов всех участников процесса и повышая качество и надежность услуг для жителей», — резюмировал Кокорев.

Конечно, участие частного инвестора в реализации концессионных соглашений не гарантирует более высокую эффективность работы теплосетей. Однако партнерство между государством и инвестором позволяет минимизировать риски, в том числе связанные с финансированием. Кроме того, за счет механизмов ГЧП в сферу инфраструктуры привлекаются новые компетенции, а государство решает социальные задачи отчасти за счет привлечения частного капитала.

Журнал «Эксперт»