Упор был сделан на применение таких механизмов в ЖКХ, однако были рассмотрены и другие сферы экономики, где развиваются концессии. Как отметил в своем вступительном слове председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, в настоящее время законодатели проводят большую работу по анализу процесса реализации концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ. Уже имеется ряд предложений, которые, как представляется, помогут повысить прозрачность и эффективность соответствующего законодательства. «Для нас всегда важно экспертно-аналитическое мнение коллег-аудиторов, а в данном случае — на тему того, что конкретно требуется поправить в нормативах, чтобы концессии имели шанс работать продуктивно, то есть дать заметный эффект в понимании жителей. Не буду углубляться в детали, одно скажу: нам есть, что поправить законодательно в этой сфере», — сказал Сергей Пахомов.
По его словам, в Госдуме сейчас находятся на рассмотрении два законопроекта, которые могут снять часть проблем. Среди прочего, в них есть обязательная разработка проектов инвестпрограмм с рычагами контроля концедента, базовые требования квалификации концессионера, механизм регуляторных соглашений на долгосрочный период, и депутаты в осеннюю сессию планируют оперативно с этим материалом поработать.
Также сейчас по заказу Госдумы Уральский государственный юридический университет проводит масштабное исследование не только законодательства, но и действующих концессионных соглашений. В конце года будут сформулированы конкретные, подтвержденные исследованиями аргументы, которые планируется положить в основу будущих законопроектов наряду с мнением и рекомендациями Счетной палаты.
Сергей Пахомов акцентировал внимание собравшихся на специфике работы бизнеса в таких проектах. По его словам, в нынешних условиях не может быть нормальных рыночных отношений, без чего концессии не в состоянии эффективно работать по определению. «Хотим мы или не хотим, нормальный рынок строить придется: модернизация ЖКХ без этого невозможна», — подчеркнул Сергей Пахомов.
Актуальность такого подхода особенно высока в свете той роли, которую концессии должны сыграть на территориях опережающего развития, в частности, на Дальнем Востоке. Как напомнила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, в 2024 году подписано постановление правительства по обязательствам федерального бюджета в части софинансирования расходных обязательств субъектов ДФО в рамках концессионных соглашений до 2037 года, что гарантирует федеральную поддержку. При этом дальневосточная концессия является одним из немногих инструментов, который позволяет осуществлять долгосрочное планирование, решать задачи по привлечению банковского финансирования, а также частных инвестиций в инфраструктуру. «Реализация инфраструктурных проектов — один из основных драйверов социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. В условиях существующих бюджетных ограничений и сложной экономической конъюнктуры необходим инструмент для создания важных объектов инфраструктуры без существенной единовременной нагрузки на бюджет», — резюмировала Наталья Трунова.
Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ: «Нужны комплексные меры и инвестиции в первую очередь в решения, а не в трубы, хотя это тоже важно. Иначе КПД государственных средств, которых не так много, будет невысоким»