Затем ждут наступления холодов — по общему правилу, это +8 градусов в течение 5 дней, и пускают тепло. Где-то в ноябре Минстрой и Минэнерго отчитываются на заседании правительства, что страна готова к зиме. Потом идёт «русская рулетка»: в прошлом году никто не ожидал, что коллапс случится в Подмосковье. Посмотрим, как пройдёт новый отопительный сезон. Такие случаи, как в Московской области, не являются экстраординарными, во многих регионах это, к сожалению, воспринимается как норма», — сказал эксперт НФ.
Системы жизнеобеспечения отличаются от города к городу, от населённого пункта к населённому пункту, везде свои хронические проблемы, отметил Павел Склянчук.
«Где-то течёт грязная вода, где-то постоянно отключается электричество из-за перенапряжения сетей, потому что где-то построили новые живые кварталы и присоединили их к электроподстанциям, у кого-то котельная старая, и т.д. На комфортность прохождения отопительного периода влияют характеристики жилого фонда. Взять Петербург: вроде бы финансово, бюджетно независимый город, но историческая застройка вносит свои нюансы. В последние годы финансирование ЖКХ увеличивается, но оно идёт по проектному принципу: каждый регион готовит заявки по каким-то участкам, объектам. Своей отдельной жизнью живут концессии — где-то они возникают, приходят частные инвесторы со своими деньгами. Ещё одна история — тушения пожаров, ликвидация аварий. И всё это идёт, как говорится, ни шатко, ни валко, это подходящее выражение. Минстрой отчитывается о примерно 1500 аварий в год, по регионам показатель примерно одинаковый. Но федералы не обо всём знают, информация не всегда до них доходит. Поэтому есть проблема с подсчётом и прогнозированием количества аварий», — рассказал эксперт НФ.
Зарплаты в ЖКХ ниже средних по субъектам РФ, сообщил Павел Склянчук.
«Недавно было подписано тарифное соглашение между Ассоциацией работодателей в сфере ЖКХ и Минстроем о том, чтобы коммунальные предприятия индексировали зарплату. Тем не менее область ЖКХ находится в плохом рейтинге заработных плат. А поскольку предприятия ЖКХ относятся к стратегически значимым, к ним нельзя привлекать дешёвую рабочую силу, мигрантов. Зарплату не повышают, этот вопрос не урегулирован в плане тарифообразования. То есть, в 2025 году тарифы ЖКХ вырастут на 10%, но это не значит, что зарплаты работников ЖКХ — а их около 2 миллионов — вырастут. Это системная проблема. Всё спущено на уровень субъектов.
Кадры и квалификация влияют на ситуацию ЖКХ: если у инженера есть квалификация, он может грамотно починить трубу, уложить туда муфту, которая не прорвётся, это касается и обслуживания котельных. В Подмосковье был директор котельной, который предупреждал, что её нельзя эксплуатировать, а потом из него сделали «козла отпущения». Это типаж людей, которые работают самоотверженно. Но есть и другой типаж людей, которые не смогли самореализоваться в более престижных отраслях и пошли в коммуналку. В общем, мы не ценим добросовестных работников ЖКХ, которые каждый день дают нам свет, тепло и воду.
Задолженность по зарплатам в этой сфере копится, а потом мы удивляемся, что происходят аварии. Что касается аварий, тут должна быть рискоориентированная система, нужно внедрять прогнозные модели и сценарии, но этого не делается, и каждый раз становится сюрпризом фонтан из кипятка на улицах какого-нибудь города, и никто не знает, где это произойдёт. В этом направлении надо применять и технологии искусственного интеллекта, и самый что ни на есть естественный интеллект. Аварии происходят каждый год, а единого алгоритма действий нет: люди не получают информацию, телефоны заняты, никто ничего не говорит. Должен быть единый скоординированный источник получения информации, а не просто городской номер, на который невозможно дозвониться и узнать, когда аварию ликвидируют», — заключил Павел Склянчук.
Буквально несколько дней назад было опубликовано видеообращение сотрудников котельных из города Чехова, Московской области, в котором они на ступенях местной администрации говорят о том, что к старту отопительного сезона не готова ни одна котельная города, а им не выплачивают зарплату несколько месяцев, рассказал «Московской газете» лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков.
«Проблемы подготовки к каждому следующему отопительному сезону растут из года в год, как снежный ком. Для текущей ситуации характерен ряд проблем: это стремительный рост задолженности населения за услуги ЖКХ. Рост стоимости тарифов на газ как основного энергоресурса для теплогенерации происходит темпами, опережающими рост тарифов на отопление. Наблюдается износ сетей теплоснабжения и снижение объема финансирования работ по модернизации и их замене коммуникаций в сравнении с предыдущими годами. Заметен рост числа аварий на смежных коммунальных сетях, в первую очередь, на сетях электроснабжения. Как показал опыт предыдущих лет, значительная часть аварий на теплосетях начиналась с обесточивания котельных, тепловых узлов. В ряде случаев действует коррупционный механизм получения документов о готовности сетей и оборудования к отопительному сезону, когда регламентные работы — опрессовка и т.п., — выполняются только на бумаге», — рассказал Сергей Креков.
По словам собеседника издания, с учетом всего вышеизложенного и того, как сферу ЖКХ в прошлом году продолжило лихорадить от аварий после окончания отопительного сезона, и только пришедшее тепло смогло хоть как-то сгладить ситуацию, становится тревожно из-за надвигающегося на нас отопительного сезона 2024-2025 гг.
«Отдельно хочу остановиться на ситуации с персоналом, на которого ложится основная нагрузка обеспечения бесперебойной работы оборудования и оперативного реагирования в случае возникновения аварийной ситуации. Всем памятна ситуация с аварией на котельной станции в городе Подольск Московской области, в результате которой был арестован начальник котельной Александр Чиков. Позже его племянница сообщила, что он работал на котельной 13 лет и всё это время «звонил во все колокола» о том, что котельная неисправна. Но его никто не услышал. Этот случай оттолкнул многих специалистов и вызвал их отток из сферы ЖКХ. Они просто не хотят быть крайними в чрезвычайных ситуациях и рисковать получить срок, продолжая работать при износе сетей и хроническом недофинансировании работ по ремонту и обслуживанию оборудования. Такое чувство, что главный принцип готовности к отопительному сезону – это русское «авось». В прошедшем отопительном сезоне он, правда, дал сбой. Надеюсь, в этом году, как говорится, «пронесёт», а чиновники покажут ответственное отношение к проблемам отопительного сезона», — заключил лидер «Народного жилищного инспектора».