Комфортная городская среда: как муниципальные служащие развивают территории и улучшают жизнь людей

Тип: статья

Векторы развития комфортной городской среды в муниципальных образованиях страны стали темой круглого стола «Формирование комфортной городской среды в муниципальных образованиях: векторы развития» в рамках деловой программы Восточного экономического форума, который проходил с 3 по 6 сентября 2024 года во Владивостоке.

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» по поручению Президента России с 2018 года. В 2024 году за объекты благоустройства проголосовало более 17 млн человек, а за все время — порядка 40 млн. Подробнее о проекте рассказал директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова, член Общественного Совета Минстроя России Александр Панин.

Формирование комфортной среды-мировой тренд

Говоря о предпосылках возникновения ФКГС, важно понимать, что тема развития городской среды стала мировым мейнстримом сравнительно недавно, когда столицы и мегаполисы осознали себя локомотивами постиндустриального развития, в основе которого находится человек и экономика знаний, а не завод или фабрика в привычном понимании. Классические производства, вокруг которых когда-то строился и развивался индустриальный город сместились на второй план! Основных причин несколько: новые технологии, меняющиеся производства, снижение количества занятых, экологический вред и возросшая стоимость городской земли, где предприятию просто стало дорого находиться. Правда, время показало, что и полный отказ от индустриальных функций во многих европейских городах (например, массовый перенос производств в Китай) оказался опасным — снизил их экономическую устойчивость. Но все-же сегодня города остро конкурируют за людей. И чем красивее, интереснее, разнообразнее город и богаче среда, тем шанс выиграть битву за человеческий капитал выше.

В России этот процесс оказался драматичным и во многом неестественным. Распад СССР привел к утрате прежних хозяйственных связей, которые складывались долгие десятилетия. Многие города, а в особенности моногорода, потеряли прежние функциональные роли. Результат – отток населения и угроза сжатия сети поселений страны. Ситуация стала меняться с запуском Национальных проектов, которые совокупно предполагали комплексные эффекты. А в феврале 2018 года Президент РФ Владимир Путин объявил о масштабной поддержке малых городов и исторических поселений и дал старт Всероссийскому конкурсу проектов комфортной городской среды. Минстрой России разработал и ввел наборы критериев оценки заявок, которые существенно повысили качество и реалистичность проектов городской среды. Одним словом, значение проектов ФКГС вкупе с огромной работой Правительства и Минстроя России, региональных и муниципальных команд, экспертного сообщества и, конечно, жителей оказалось очень заметным.

Успешные проекты городской среды решают две крупные задачи:

1. Влияют на народосбережение в муниципалитете. Он становится миграционно привлекательным – «местные» не спешат его покидать, а другие наоборот приезжают за комфортом, развлечениями, услугами. Общественные пространства заставляют «отрываться от телевизоров и гаджетов», выходить на улицу, заниматься спортом и просто ходить (достаточно вспомнить стереотип про 10 000 шагов — где-то их нужно пройти). В результате снижаются параметры смертности, а уровень здоровья растет. Наконец, средовой комфорт для материнства и детства (непростая задача, которую мы пытаемся осмыслить и в научном, и в проектном ключе) влияет на желание заводить семьи и становиться многодетными. Наши исследования показывают, что вес средовых факторов в формировании населения муниципалитетов находится в диапазоне 15-40%. Это не мало! Иначе говоря, комфортная и настроенная на разнообразные сценарии жизни среда может менять демографические тренды.

2. Создают новую экономику. Городская среда стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, туристическую привлекательность, формирует репутационное давление места и увеличивает стоимость жилья вокруг. Но, наверное, самая интересная роль: городская среда — это место, где «гнездится» креативный класс (дизайнеры, айтишники, СММ-специалисты, фотографы, художники) и создает продукты с высокой добавленной стоимостью. И такие эффекты возможны не только для крупного, но и для малого города. Мы это хорошо видим в рамках Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений – Сысерть, Плес, Сатка, Рыбинск и т.д. Примеров с каждым годом все больше!

Ричард Флорида – географ и социолог, автор теории креативного класса – образно описал этот механизм. Человек находится в душном офисе и в какой-то момент выходит на улицу. Там его встречают разные люди, которые ежедневно существуют в общественном пространстве; они проводят вместе время. Так банкир знакомится с айтишником, тот — с художником, художник приводит своего друга музыканта. В результате их взаимодействия появляется компьютерная игра или новый стартап. Именно контактность городской среды позволила им собраться вместе, стать частью новой экономики.

Помимо этого, городская среда позволяет снизить отток молодежи. Если говорить о том, почему этот процесс вообще происходил, то в наших ранних опросах глав муниципальных образований часто звучала причина: дефицит рабочих мест (и они абсолютно правы), но не обозначалась другая, иногда более важная: отсутствие комфорта в родном городе. А именно разнообразие городской среды, ее уникальность, эндемичность и одновременно «наполненность» позволяет реализовать самые смелые сценарии жизни.

Преображая городскую среду, можно достичь сразу двух целей: и жителей сохранять/привлекать, и развивать экономику. Концентрация неравнодушных людей — причина возникновения новых проектов и идей.

Городская среда-фактор миграционной привлекательности малого города

Благодаря изменениям в городской среде меняется и вектор миграции. Наши исследования показывают, что с каждым годом растет доля семей, желающих переехать в малые города. Это семьи, как правило, с детьми, для которых важно иметь настоящий большой дом. Если у них появляется возможность получить его, например, в Чекалине, Тульской области, то с высокой долей вероятности, часть своей жизни они начнут проводить именно там, а не, например, в Москве.

Приоритетные объекты благоустройства: что строить в первую очередь

Сегодня наиболее, на мой взгляд, осмысленная единица благоустройства – парк. Парки мы действительно научились создавать. Первой была Москва с Парком Горького и, на самом деле, это была революция в паркостроении. Сегодня многие малые города уже могут спокойно конкурировать с крупными по ландшафтным характеристикам, разнообразию услуг, тишины и т.д. В стране стали возрождаться ботанические сады, в результате чего ушла необходимость закупки саженцев за рубежом, появились полностью российские производители уличной мебели, детских площадок, освещения; прекрасные команды архитекторов, которые отлично чувствуют территорию; профессиональные муниципальные служащие, знающие, как в дальнейшем обслуживать парки. Это здорово! И я бы даже сказал, что для многих городов есть уже некое исчерпание таких пространств.

Если же мы говорим про улицу, то здесь напротив — предстоит еще много работы. В отличие от парка, улица — сложнейший уровень социальных коммуникаций, здесь существует большое количество бизнесов (кафе, рестораны, парикмахерские, офисы), уличный транспорт, инженерные сети и т.д. Поэтому благоустройство такой территории оказывается в разы сложнее, особенно если мы понимаем под улицей не просто дорогу из точки А в точку Б, а функциональное, наполненное жизнью пространство.

Но успешных уличных проектов с каждым годом становится все больше. Прекрасный пример демонстрирует Рыбинск. Там действительно получилось заново осмыслить многие улицы и создать особый образ города: в центре теперь можно увидеть бережно восстановленные купеческие дома, роскошные вывески из дореволюционного прошлого и т.д. Это помогло кратно увеличить туристический поток, сформировать плотную событийную повестку и, конечно, пополнить местный бюджет.

Другая интересная территория — набережные, на которые главы муниципалитетов стали все больше обращать внимание. Первое желание, возникающее, когда ты попадаешь в город — подойти к воде. К сожалению, набережные долго находились в неприглядном виде, из-за чего сейчас и требуется много усилий.

Например, в Магадане удалось сделать чудесную «всесезонную» набережную. Там не испугались ни сурового климата, ни портовых функций, и в итоге сделали замечательное пространство, которое продолжают поэтапно развивать.

Прекрасная история разворачивается с территориями вокруг кампусов: не только университетскими, но и СПО. В результате формируются новые центры городской жизни, которые притягивают большое количества молодых, креативных людей, и, конечно, бизнесов (кафе, рестораны, коворкинги и пр.). Такими территориям активно интересуются застройщики, понимая будущий потенциал.

Благодаря ФКГС люди стали более профессиональными горожанами

Интересно, что еще до старта проекта ФКГС жителей привлекали к обсуждениям городских проблем через общественные слушания, например, в рамках генплана или ПЗЗ. Однако продуктивные дискуссии получались редко. Слишком сложный с архитектурно-градостроительной и инженерной точки зрения такой тип документов. Разобраться в нем бывает тяжело даже специалисту.

В случае с проектами Формирования комфортной городской среды всё иначе. Проекты, которые выходят на голосование, прорабатываются вместе с жителями и открыто доносятся широкой аудитории. Люди чувствуют свою ответственность и сопричастность к конкретной территории. Именно так растет доверие к местной власти и формируется субъектность горожанина. И в этом случае для жителя дом больше не заканчивается порогом его квартиры, для него дом — это общественное пространство рядом и город в целом.

Все это говорит о том, что благодаря проектам ФКГС люди превращаются в более профессиональных горожан. Они становятся ответственными к себе и к окружающему пространству, начинают видеть ложные цели, что ценно — это особая форма контроля.

Таким образом, работа по благоустройству объектов в рамках ФКГС запускает большой процесс городского образования. Уверен, 17 млн проголосовавших онлайн на площадке https://za-gorodsreda.ru — это далеко не предел.

Роль главы муниципалитета в формировании комфортной городской среды

Муниципальные служащие остаются на переднем крае острых проблем, а потому их часто критикуют. Боюсь, пока это укоренившаяся в сознании модель поведения. При этом у нас в стране около 18 тыс. муниципалитетов, каждый из них — это не просто точка на карте, а уникальное место, где живут люди, и понятно, что осмысленной эту территорию делает именно власть, прежде всего — глава. И от того, насколько он сильный, профессиональный, порядочный, зависит восприятие города как жителями, так и туристами. Ведь глава — человек, который прямо ассоциируется у людей с территорией.

И здесь масштабную работу ведет Администрация Президента РФ совместно с ВАРМСУ. Ассоциация, на мой взгляд, сделала то, что никому не удавалось раньше: неформально объединила глав муниципальных образований страны, показала, что они действительно находятся не в вакууме, а в большом коммуникационном пространстве, где им всегда помогут, продемонстрировала единство и возможность обмениваться практиками. Это здорово!

Чувствуется, что именно сейчас существует запрос на сильного профессионального главу муниципального образования. Глава — это человек, который одновременно и генератор всех процессов и идей, и реализатор, и тот, кто отвечает за все дело от начала и до конца. Он «всё в одном», поэтому от главы в значительной степени и зависит развитие территории.

18 тыс. глав и 4,5 млн человек муниципальных служащих, которые сейчас трудятся — это огромная сила. Очень важно, чтобы с ними постоянно был контакт. И для этого сейчас создан целый ряд инструментов: запущена образовательная среда «Цифровой университет муниципалитетов», работает профильная образовательная программа «Школа мэров», скоро появится также «Школа муниципальных команд».

Будущее ФКГС лежит в понимании социальной морфологии города

Создавая физическое пространство, мы одновременно меняем и социальное! И это большая ответственность. Будущее городских проектов лежит в сфере социального проектирования. Услышать, понять боли жителей и предложить решения – ключевая задача муниципальной команды.

Мы должны постоянно задавать себе вопрос: «А как себя почувствует человек, его семья или сообщество после благоустройства?» Или более частный: «Как одновременно «открыть» город для туристов и жителей, чтобы контактность среды вдруг не превратилась в конфликтность?» Таких вопросов сотни…

оэтому я убежден, что именно социальное проектирование станет ключевой задачей в ближайшем будущем. Создавать качественные пространства мы уже научились, а вот формировать добрососедство, настраивать среду под человека, для человека и вместе с человеком — это актуальный и сложный вызов. Для успеха нужно начать с малого — слушать и слышать людей, делать их заинтересованными в том, чтобы их родной город становился лучше. Тогда всё получится!

 

Александр Панин, директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ имени М.В. Ломоносова, член Общественного Совета Минстроя России