В результате проект также вышел в финал Всероссийской муниципальной премии «Служение» в номинации «Опыт наставника — успех молодых», организатором которой выступает Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ).
Зарождение проекта:
Идея создания обучающей программы для коллег из нашей администрации назревала у меня давно. Дело в том, что я достаточно долго работаю в муниципалитете — с 1995 года — и пройдя весь путь от ведущего специалиста до управляющего делами администрации, я накопила большой багаж практических знаний. В результате служащие, особенно те, кто только приступил к своим обязанностям, нередко подходили ко мне за советом или с вопросами по работе. Так и зародилась мысль, что необходимо создавать систему профессионального обучения для уже действующих сотрудников муниципалитета. Не секрет, что кадры решают все, как бы это громко это не звучало, и от уровня принимаемых управленческих решений зачастую зависит, будет ли жизнь людей меняться в лучшую сторону — поэтому вопрос стоял достаточно серьезно.
Кроме того, в 2020-2021 году я участвовала в флагманской обучающей программе «Лидеры изменений Югры», организованной Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики Югры совместно с РАНхиГС при Президенте РФ и АУ «Региональный институт управления». На протяжении всех модулей, вместе с участниками я постоянно общалась, получала новые знания у представителей бизнеса, государственных и муниципальных органов власти, посещала различные субъекты для обмена опытом и т.д. Формат этой программы показался мне очень интересным, и, когда я завершила обучение в проекте, то окончательно убедилась в решении реализовать схожую по концепции систему профессионального развития в Покачи.
Идея была в том, чтобы создать некую коллаборацию из образовательного модуля, тренингов по психологической разгрузке, мероприятий по тимбилдингу и наших классических обсуждений актуальных для служащих вопросов. C ней я пришла к нашему главе Виктору Львовичу Таненкову. Он поддержал мою идею и помог решить ряд вопросов для запуска проекта:
● Во-первых, было найдено помещение для проведения занятий. Это городская модельная библиотека имени А. Филатова, в которой можно бесплатно проводить любые мероприятия в коворкингах.
- Во-вторых, утверждена программа каждого семинара и список лекторов из числа заместителей главы города, председателей комитетов и отделов, опытных муниципальных служащих с большим стажем работы и пр.
Отмечу, что и сам Виктор Львович активно участвует в наших занятиях: и в качестве члена команды, и в качестве одного из спикеров, который обучает муниципальных служащих. В частности, именно он проводил семинар по обратной связи с жителями — многие примеры и кейсы приводил из личного опыта.
- В-третьих, закреплена процедура по запуску постановлений главы. Иначе говоря, наш глава каждый раз публикует и подписывает распоряжение о начале нового модуля для сотрудников с названием, временем проведения, списком участников семинара и т.д.
Изначально никто не думал, что мы в итоге станем обучать всю администрацию. В 2022 году, когда мы только запустили проект, в приоритете были управленцы не ниже начальников отделов: это примерно 40 служащих, т.е. первые 10 групп. Мне хотелось, чтобы эти люди получили знания и дальше транслировали их вниз по лестнице уже своим сотрудникам. Однако наши «выпускники» стали возвращаться и просить обучать их подчиненных также подробно, чтобы все они могли говорить на одном языке.
Так система и сложилась: мы сами стали идти по этой лестнице, выявляя болевые точки всех отделов, что, безусловно, дало нам понимание того, на что нужно делать упор при адаптации новых сотрудников, и как в целом можно улучшить работу администрации.
В результате нам удалось абсолютно бесплатно создать систему профессионального развития муниципальных служащих. Мы ежеквартально проводим семинарские занятия, как с только что поступившими сотрудниками, так и с опытными специалистами. Со всеми работают руководителями структурных подразделений, которые проводят деловые игры на знание основ муниципальной службы, противодействия коррупции и др.
Механизмы проекта:
Если говорить о том, как проходят занятия, то в целом, все они состоят из трех блоков: лекционной части, где я представляюсь, даю вводную по теме сегодняшней встречи, а команды знакомятся между собой, практической — в которой служащие выполняют конкретное задание на закрепление материала, и творческой — обычно это действия на психологическую разгрузку или командообразующие, по типу, совместной лепки пельменей, построения пирамиды из спичек, украшения пряников и пр.
Например, за основу для первого занятия я взяла тему проектного управления и стала постепенно с коллегами разбирать, что такое проект, как он обычно возникает, что с ним нужно делать, и какой результат мы хотим получить в итоге. В результате мы разобрали и научились использовать методологию, которой пользуется правительство Российской Федерации — это система OnePage. По сути, проект на одном листе, на котором у тебя четко прописан функционал, этапы работы, ее характеристика, цели, кто является заказчиком, какие ты используешь средства и т.д. Так возникает полный разбор проекта, который должен быть реализован.
Затем я предложила им создать собственный проект на основе русских народных сказок — чтобы они могли подключить воображение и отойти от традиционных схем и формулировок. Сначала были бурные дебаты, потом стадия принятия, смех, далее начали создавать. Всех муниципальных служащих мы как раз разбили на 4 команды примерно по 10 человек для соревновательного элемента. С его помощью у людей легко возникает ассоциативный ряд, все проще запоминается, а ошибки оказываются более прозрачными.
Я бы сказала, что именно этот микс творчества с конкурсами и позволяет нам успешно вовлекать муниципальных служащих в обучение. Например, у нас была тема «Обратная связь с населением». Вообще я считаю, что это одна из важнейших функций муниципалитета — возможность спросить у людей; донести до жителей, что мы планируем сделать и узнать, чего они бы хотели. Поэтому когда я составляла программу, то хотела дать возможность муниципальным служащим почувствовать себя на месте обычного жителя, чтобы увидеть, что мы делаем правильно, а где ошибаемся — так мы стали обсуждать классические проблемы горожан в формате ток-шоу. Всем работникам он очень понравился, многие смогли посмотреть на себя со стороны.
Важно, что проект набирает обороты: мы провели первый семинар, люди загорелись, пошел поток, в результате сложилась структура, и теперь у нас нет разделения группы только для начальников, замов и пр. Нет, мы постоянно формируем их из сотрудников разных управлений и комитетов. Это позволяет знакомить людей из отделов, которые редко коммуницируют, и налаживать деловые связи внутри администрации. Тогда они начинают по-другому относится к друг другу, не только как к коллегам, но и как к личностям.
Единственное исключение я делаю для только что поступивших на службу сотрудников и тех работников, которые с нами не больше года. Мы обычно собираем их в одну группу и обучаем базовым вещам, чтобы они находились в комфортных условиях и не чувствовали давления. В конце концов, очень трудно объединить ведущего специалиста, который не проработал на муниципальной службе и года, с начальником управления со стажем более 20 лет.
Если говорить о конкретных результатах проекта, то в 2023 году Покачи занял 4 место по эффективности среди всех муниципалитетов Югры, в этом году мы поднялись на еще одну строчку выше. Кроме того, у нас выросла удовлетворенность местного населения муниципальными услугами — на 2023 год она составила 99,6%, а также удовлетворенность действиями администрации — 80%. Я считаю, что это полная заслуга моих коллег, которые сейчас, уже с учетом тех знаний, которые они получили, идут вперед и принимают верные управленческие решения.
Всего мы уже успели обучить около 120 человек. 15 из них в прошлом году по результатам конкурса по формированию кадрового резерва на должности муниципальной службы стали руководителями различных отделов. Это показывает востребованность подобных проектов внутри администраций: люди по-новому раскрываются, ты чувствуешь их потенциал, у них возникают идеи проектов для развития муниципального образования, и они идут дальше.
Мы продолжаем заниматься этой работой и сейчас, проект не останавливается ни на секунду, а служащие постоянно с его помощью самосовершенствуются. Я бы сказала, что его главная цель — это научить их принимать самостоятельные управленческие решения и мыслить стратегически, ведь чем умнее, компетентнее они будут, тем лучше будет жить город и жители. В этом суть. Мы помогаем людям адаптироваться, понять, как они должны действовать. Когда человек хорошо это осознает, лишь тогда у него возникают идеи и появляются силы для их реализации, лишь тогда жизнь вокруг становится лучше.
Значение премии "Служение" для муниципальных служащих
Выхода в финал мы точно не ожидали. Уже когда проект попал в топ-100 все безумно радовались, но даже тогда мы не думали, что сможем пройти дальше. Каждый из нашей администрации просто делает то, к чему лежит душа, что нравится, стимулирует нас к работе — понимание того, что мы могли еще за это получить награду, было удивительным.
Когда в Москве объявили, что мы заняли третье место, я очень обрадовалась, почувствовала невероятную гордость за Покачи и всех наших коллег. Стоять на одной сцене с Президентом России Владимиром Путиным, получить награду и быть отмеченными на таком высоком уровне — это то, что трогает до слез.
В этом и заключается значение премии. Она позволяет не только улучшать престиж муниципальной службы, показывать людям, что органы местного самоуправления развиваются, и в нашей стране реализуются крутые и интересные проекты, но и поддерживать самих работников на местах.
Ведь наша задача — это постоянное, непрерывное служение людям. И это служение — наша жизнь. Поэтому важно научиться любить жителей, понимать и помогать им, отдавая всего себя. И когда у тебя получается найти способ для решения их проблемы, ты чувствуешь настоящее счастье. Премия позволяет ощутить не только это, она дает муниципальным служащим возможность осознать гордость за то, кем мы являемся, что мы делаем и понять, что все это не напрасно, так как государство, его первые лица это видят и отмечают.