О ключевых итогах «Школы мэров», особенностях программы, взаимосвязанных проектах Высшей школы государственного управления и перспективах обучения мэров российских городов рассказал заместитель директора ВШГУ Президентской академии Олег Кондратенко.
У истоков: уникальность отбора в школу мэров
Началу обучения на программе предшествовал многоступенчатый отбор. Прежде всего, на уровне глав субъектов Российской Федерации были отобраны 565 конкурсантов. Далее каждый участник проходил три этапа, разработанных ВШГУ Президентской академии.
Это, во-первых, личностно-профессиональная диагностика — специальный блок тестирований, разработанный факультетом оценки ВШГУ для выявления лидерского и управленческого потенциала каждого участника. Второй этап — анализ анкеты кандидата, то есть его непосредственного вклада, как муниципального служащего в развитие своей территории. Третий — видеовизитка. Именно она позволяет «увидеть человека вживую» и узнать его мотивацию. Важно, что каждый из блоков дает нам возможность выяснить, насколько участник готов к обучению.
Отмечу, что мы никогда не говорим окончательно «нет» конкурсантам. Всех людей, кто хоть раз приходил к нам на отбор, мы всегда держим в списке, обсуждаем их с руководителями субъектов, даем по ним информацию и запрашиваем новую. Каждый год мы запускаем несколько потоков «Школы мэров», и у кандидатов всегда есть шанс попасть в один из них, либо попробовать еще раз в следующем году. Это непрерывный цикл отбора и создания большого сообщества управленцев.
Особенности программы
Любое обучение это, в первую очередь, история про самих участников, которые и привносят яркие краски в программу. В «Школе мэров» это уникальная аудитория муниципальных служащих: первые заместители, главы городов — именно с ними нам предстояло и предстоит работать. Это огромное достижение, благо и вызов, как для Академии, так и для ВШГУ. Потому что те задачи, которые решаются руководителями городов, невероятно сложны, а обучать людей для их достижения крайне ответственно.
Фактически, создавая «Школу мэров», мы пересобрали все лучшие практики обучения Академии и привнесли много свежих концепций. В частности, мы впервые создали программу для такого большого количества представителей муниципального сообщества, обучающихся единовременно. Может показаться, что 160 выпускников в обилии городов России — это немного, однако это не так.
Другая особенность заключается в том, что каждая часть программы территориально распределена. Иначе говоря, практика на земле передается по старому доброму принципу «из уст в уста, из рук в руки». Нам было очень важно реализовать именно такой «распределенный» проект, чтобы в течение шести модулей программы, во время которых слушатели посещают разные регионы Российской Федерации, они смогли взять что-то лучшее и с точки зрения инструмента управления, и с точки зрения понимания текущей работы главы города.
Например, в рамках блока «Экономика и финансы муниципалитетов» участники приехали в Республику Башкирия и изучили кейсы по эффективному взаимодействию муниципальных служащих с представителями бизнеса. Уже в Кемеровской области во время модуля «Стратегия развития муниципалитетов» им рассказывали, как органы местного самоуправления работают с инвесторами и решают вопросы по благоустройству. В такой системе становится абсолютно прозрачно, что именно мэр может получить полезного от практики в том или ином субъекте.
Еще одна особенность — это создание особой экосистемы, братства мэров по всей стране. В этом помогают чаты в социальных сетях, в которые мы объединяем слушателей потока — по завершении программы у них, таким образом, остается связь друг с другом на долгие годы. Это помогает им решать типовые вопросы, которые возникают практически в каждом муниципальном образовании, через обмен практиками друг с другом и параллельно находить товарищей в зрелом возрасте. Получить одноклассника, с которым ты прошел за партой новый и интересный путь, работающего в твоей же профессии и всегда готового подсказать — на мой взгляд, это одна из самых важных разработок программы ВШГУ, которую нам удалось реализовать.
Не могу не отметить также важный эксперимент, на который мы пошли в рамках «Школы мэров» — индивидуальные проекты. Каждый наш участник — это лидер, который несет большую ответственность за развитие территории и улучшение жизни людей. Именно поэтому мы предложили участникам создать индивидуальные проекты, которые бы решали проблемные вопросы в их муниципалитетах. И в результате получили 157 уникальных практик.
Отмечу, что ключевая задача такой работы заключалась не в том, чтобы мэры показали красивые презентации и оставили их, а в том, чтобы с учетом полученных знаний они погрузились в конкретные процессы, на которые лично имеют влияние, и смогли их изменить в лучшую сторону.
Изменения в следующих потоках "Школы мэров"
Первые два потока получились очень интересными, и принципиально мы не планируем менять концепцию программы для слушателей в 2024 или последующих годах. Однако принцип актуальных изменений касается всех наших образовательных проектов, поэтому мы, безусловно, будем на 20-30% постоянно обновлять «Школу мэров», чтобы она продолжала оставаться практикоориентированной и востребованной для участников.
Прежде всего, мы обновим географию программы — она не будет повторяться от выпуска к выпуску, не считая традиционных первого и последнего модулей в Москве. Этот подход позволяет всем слушателям получать уникальный опыт, которого не было у их предшественников. Для этого мы постоянно посещаем регионы, изучаем новые практики, чтобы показать мэрам самые перспективные идеи.
Также немного меняем структуру программы. Для слушателей первой «волны» мы сделали объединенный последний модуль, во время которого у слушателей была возможность познакомиться не только с людьми из своего потока, но и в целом с решениями всего сообщества Школы. Сейчас мы поняли эффективность такого подхода и решили сделать больше подобных модулей. В идеале, чтобы мы начали все вместе и закончили программу тоже все вместе.
Кроме того, планируется огромное количество небольших, но важных улучшений и уточнений на основе той обратной связи, которую мы получили от первых выпускников.
Забегая немного вперед, также скажу, что в ближайшее время планируется запуск нового проекта Президентской академии и мастерской управления «Сенеж» — «Школа муниципальных команд», в которой уже коллективы руководителей муниципальных образований смогут пройти специальное обучение. С его помощью мы в том числе формируем окончательный блок из трех больших проектов для муниципальных служащих (помимо программ для новых регионов):
- Это топовый проект — «Школа мэров» для глав городов и высшего управленческого состава,
- Проект второго уровня «Школа муниципальных команд»,
- Общедоступный проект «Цифровой университет муниципалитетов», позволяющий тысячам муниципальных служащих по всей стране постоянно улучшать свои компетенции в режиме онлайн.