– Ильшат Ильгизович, в этом году кабмин усиленно работал над национальным проектом "Инфраструктура для жизни" и над программой комплексной модернизации ЖКХ. Какова в них будет роль Фонда развития территорий?
Действительно, модернизация ЖКХ, необходимость которой возникла не вчера и не сегодня, – один из ключевых приоритетов работы строительного комплекса России. Давайте разберемся, какая работа сейчас ведется. Что такое комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры? Это совокупность всех комплексных планов регионов, где каждый субъект определил для себя перечень приоритетных мероприятий по модернизации ЖКХ до 2030 года. Сама программа в свою очередь является важной составной частью одноименного федерального проекта, входящего в новый нацпроект "Инфраструктура для жизни" наравне с другими 11 федеральными проектами. Ключевая цель, которой мы должны достичь с помощью комплексной программы и нацпроекта, сформулирована президентом и звучит так: до 2030 года повысить качество коммунальных услуг более чем для 20 миллионов наших сограждан.
Чем же занимаемся мы, Фонд развития территорий? Прежде всего, важным тезисом для нашей команды является мысль, что невозможно улучшить то, что невозможно измерить. У нас любая нулевая точка в любом проекте – это учет.
Верхнеуровневыми данными здесь являются данные статистики. Это большие общие цифры без детализации: сколько сетей в стране, сколько объектов производственного назначения, сколько ресурсоснабжающих организаций и так далее. На базе нашей информационной системы АИС ФРТ мы сделали глубокую детализацию всех этих компонентов.
В итоге, например, выяснилось, что протяженность всех труб теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в России составляет 940 тысяч километров, а средневзвешенный по протяженности диаметр – 125 миллиметров. Для наглядности приведу такой пример: этого хватило бы, чтобы 20 с лишним раз обернуть всю Землю по экватору.
При этом больше всего длина сетей водоснабжения – около 540 тысяч километров. На теплоснабжение приходится 160 тысяч километров, а на канализацию – 200 тысяч километров.
– И каков их износ?
Знаете, это самый сложный вопрос. Когда речь идет о здании, то все изъяны видны, правильно? А когда дело имеешь с сетями, то оценить их износ в реальности непросто. Цифры износа в 40, 50 или 60%, которые вы слышали, – это, если говорить откровенно, бухгалтерские данные, амортизация, расчет исходя из срока полезной эксплуатации. Считается, что если труба вышла за предельный срок эксплуатации по бухгалтерии, то она как будто бы все, уже не пригодна к применению. На самом деле это не так. Есть сети, проложенные десятки лет назад и до сих пор исправно функционирующие. А есть сети, которым всего десять лет, и на них регулярно случаются аварии.
Но вернемся к компонентам системы ЖКХ. В АИС ФРТ нам удалось собрать максимально полные сведения не только о сетях, но и о площадных объектах коммунального хозяйства – объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: источниках теплоснабжения, станциях водоподготовки, водонасосных объектах, очистных сооружениях, канализационных насосных станциях и так далее. Всего мы получили данные о более 240 тысячах объектах, а также почти о 12 тысячах ресурсоснабжающих организациях, начиная от небольших МУПов, оказывающих одну услугу, до крупных энергетических холдингов.
– Что дал подобный учет?
К нему мы привязали все инциденты и аварии в системе ЖКХ. Наибольшее количество аварий происходит на сетях диаметром 150 миллиметров, но в случае инцидента на магистральном трубопроводе под отключение попадают большее количество потребителей. И поскольку очевидно, что невозможно одномоментно привести в порядок сотни тысяч километров сетей и объектов коммунальной инфраструктуры, сведения в АИС ФРТ позволяют приоритизировать мероприятия по модернизации ЖКХ в каждом конкретном регионе. Всего регионам до 2030 года предстоит реализовать более 36 тысяч мероприятий.
– Где искать деньги на более 36 тысяч ремонтов или работ по строительству новых коммунальных объектов?
Если не брать средства регионов, а говорить о федеральных средствах поддержки, то это могут быть и субсидии, и деньги Фонда национального благосостояния, и инфраструктурный бюджетный кредит, и специальный казначейский кредит, а также внебюджетные источники, например инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций. Новый федпроект "Модернизация коммунальной инфраструктуры" объединяет в себе все источники финансирования.
– Хорошо, вот вы провели учет, провели аналитику, привязали инциденты и аварии к учету. Как дальше будет фонд участвовать в модернизации ЖКХ?
В рамках нового нацпроекта мы подходим комплексно к решению задач по модернизации коммунальной инфраструктуры. Фондом будут анализироваться все мероприятия, реализуемые регионами на базе АИС ФРТ – от формирования потребности в мероприятии до получения эффектов от его реализации.
При участии наших специалистов уже были реализованы мероприятия по модернизации свыше 340 объектов производственного значения и более 2,5 тысяч километров сетей. Поэтому мы способны дать оценку предложениям регионов по сути и оказать им организационную поддержку для оформления заявок на предоставление федерального софинансирования. Кроме того, мы занимаемся аналитикой по ценообразованию, чтобы каждый рубль выделенных средств расходовался как можно более эффективно, следим, чтобы стоимость строительства или реконструкции не выбивались за определенные рамки, можем рекомендовать субъекту провести конъюнктурный анализ.
– Вы уже упоминали, что ФРТ занимается аналитической работой в области инцидентов в сфере ЖКХ. В России начался новый отопительный сезон. Что вы думаете о готовности регионов к нему?
Да, с 1 сентября 2020 года фонд является оператором системы мониторинга аварий и инцидентов под названием МКА ЖКХ, которую мы разработали совместно с Минстроем России. Мы наладили круглосуточную поддержку внутри нашей системы всех участников системы ЖКХ: ресурсоснабжающих организаций, органов исполнительной власти, муниципалитетов. Ежедневно Минстрой получает самую актуальную оперативную информацию по авариям и инцидентам, которые произошли на территории страны. К самым крупным инцидентам и авариям подключается руководство и уже в ручном режиме начинает заниматься вопросом.
Опыт прошлого отопительного сезона дал нам дополнительный импульс, была проведена в очередной раз подготовка и тренировка всего персонала по всей стране, чтобы еще раз отработать то, как должны вести себя сотрудники органов исполнительной власти при тех или иных инцидентах и авариях. В настоящее время есть все инструменты для того, чтобы среагировать на любое ЧП.
Ведь на самом деле что произошло в Подольске в прошлом году? Главная проблема была не в самой аварии, а в неправильных действиях, в том числе при ликвидации ее последствий. Именно поэтому инцидент, то есть поломка в системе, и превратился в крупномасштабную аварию.
По состоянию на 10 ноября 2024 года отопительный сезон начат на территории всех 89 субъектов РФ в 2330 муниципальных образованиях, где по температурному графику подается тепло на объекты социально-культурного назначения и жилые дома.
– В предыдущем интервью вы мне рассказывали о планах ФРТ по обновлению методики капитального ремонта. Удалось ли ее внедрить?
Капремонт – очень важная для нас тема. Я напомню ее масштаб: в России 725 тысяч многоквартирных домов включено в реализацию региональных программ капитального ремонта. В них проживает 90 миллионов человек, это больше половины нашего населения.
Проводя аналитику текущего положения дел, мы вместе с Минстроем сформулировали пять проблем, существующих в капремонте в России. Первая проблема – экономически необоснованный взнос. Возьмем даже Москву, где самый высокий в стране размер взноса – 25,58 рубля за квадратный метр. Если у вас квартира средней площади, скажем, 50 квадратных метров, то в год вы платите 15 348 рублей. А теперь ответьте мне как обыватель, много ли можно сделать за 15 тысяч рублей в плане ремонта с учетом текущей рыночной ситуации? А ведь капремонт должен охватывать такие капиталоемкие статьи расходов, как приведение в порядок крыши, фасадов и фундаментов, замену лифта, ремонт инженерных коммуникаций. Очевидно, что люди, живущие в индивидуальных домах, по этим направлениям тратят в разы больше, чем собственники многоквартирных домов!
При этом не забывайте, мы сейчас говорим о столице, городе с самым высоким размером взноса за капремонт. В среднем по стране этот показатель равен 12,78 рубля, то есть вдвое меньше, чем в Москве.
Вторая проблема с капремонтом в России – системный котловой принцип расходования денег в региональных фондах. Один дом скинулся на миллион рублей, второй дом скинулся на миллион рублей, а в центре города стоит объект культурного наследия – восьмиквартирный двухэтажный домик. Сборов от него почти нет, а вот потратить нужно 20 миллионов рублей, хотя он за 30 лет, то есть за весь период долгосрочной программы, соберет в шесть-семь раз меньше. Естественно, средства берутся из общего котла регионального фонда капремонта, но в таком же объеме они туда никогда не вернутся.
Котловой принцип расходования увеличивает общую необеспеченность программ капремонта. Уже согласно текущей статистике, около 160 миллиардов рублей, направленных на капитальный ремонт, могут не вернуться за 30-летний период, и эта сумма ежегодно увеличивается в среднем на 25 миллиардов рублей.
Третья проблема – ранжирование видов работы. В идеале нужно делать сначала кровлю, потом подвальное помещение и фундаменты, на третьем месте – инженерная система, далее – лифты, а уже в последнюю очередь – фасады. Однако, как вы думаете, какой у нас самый популярный вид работы в рамках капремонта? Фасады, поскольку внешний эффект от приведения их в порядок наиболее заметен. Увы, работы по ним в наименьшей степени ведут к решению главной задачи любого капремонта – продлению срока жизни дома. От того, что дом стал красивым, изнутри он не перестает ветшать.
Четвертая проблема большая проблема с капремонтом – это ценообразование. Расценки на производство одних и тех же видов работы по России варьируются от двух с половиной до трех раз.
Наконец, пятая проблема – это собираемость взносов. Увы, по-прежнему далеко не все считают, что они должны скидываться на капремонт.
– А есть ли пути борьбы с этими проблемами?
Да, некоторые шаги уже начинают предприниматься. С 1 сентября 2024 года в России вступили в силу поправки в федеральный закон, которые позволяют региональным фондам капремонта менять долгосрочную программу работ в доме на основании технических обследований зданий, даже если другой порядок действий был утвержден общим собранием собственников.
Также вместе с Минстроем нами был разработан приказ по предельным расценкам при капремонте, на которые можно опереться при планировании работ. Эти расценки рекомендательные, но мы будем внимательно смотреть на тех, кто существенно отклоняется от них.
Еще, опять-таки вместе с Минстроем, мы сформулировали единые правила формирования и актуализации региональных программ капремонта, где прописали обязательность возвратов займов из общего котла для операторов, допустивших подобные заимствования.
Кроме того, для домов, оснащенных лифтами, мы предлагаем ввести дифференцированный взнос. Вполне логично, что люди, живущие в домах с лифтами, должны платить за капремонт больше, чем люди, в чьих домах замена лифта не требуется.
– Давайте остановимся на теме лифтов подробнее. Их замене в установленные сроки много внимания уделяется и на уровне Госдумы, и на уровне Совета Федерации. Насколько серьезна эта проблема и каковы реалистичные пути ее решения?
В России на сегодняшний момент около 570 тысяч лифтов в многоквартирных домах. При этом, согласно действующему пока техническому регламенту Таможенного союза, на 15 февраля 2025 года в замене будут нуждаться 64 тысячи лифтов, то есть 11%. Кроме того, если исходить из среднего срока эксплуатации лифта в 25 лет, то в среднем каждый год к общему количество устройств на замену будет прибавляться около 10-15 тысяч единиц. Получается, при продлении срока вступления в силу техрегламента Таможенного союза количество лифтов, требующих замены, также прибавится. По данным регионов, к 2030 году этот показатель вырастет на 56 тысяч единиц.
При этом важно понимать, что в стоимости работ по долгосрочным региональным программам капремонта доля замены лифтов составляет 10% обязательств, но тратим мы на них 20% фондов капремонта из-за повышенного внимания к этой проблеме. Учитывая уже имеющуюся проблему котлового финансирования в капремонте, мы создаем еще один котел внутри котла.
Отсюда у нас и предложение: во-первых, сдвинуть внутри Таможенного союза сроки замены лифтов немного вправо, а во-вторых, увеличить для жителей домов с лифтом размер взноса на капремонт. По нашим расчетам, чтобы каждый лифт сам себя менял, в среднем по России нужно увеличить этот показатель на 5 рублей 60 копеек.
Кстати, Ханты-Мансийский автономный округ и Оренбургская область уже пошли по этому пути: сегодня горожане, в чьих домах есть лифт, платят за капремонт немного больше, чем жители домов без лифтов.
– Почему в этих регионах появление дифференцированного тарифа стало возможно раньше, чем в других регионах?
Это прежде всего решение регионального уровня, какие источники финансирования и какие работы делать в приоритетном порядке: то, что влияет на внешний вид дома или на безопасность и комфортность проживания в нем жителей.
– Скажите, а сдвиг вправо срока эксплуатации лифтов в рамках регламента Таможенного союза не повлияет на безопасность их пассажиров?
Нет, каждый лифт проходит ежегодное техническое освидетельствование, и в случае, если какие-либо его детали не соответствуют нормам, лифт останавливают до замены таких элементов.
– Ввод дифференцированного взноса за капремонт способен решить проблему будущих замен лифтов. Но что делать с уже накопленными под замену 64 тысячами устройств?
Тут мы предлагаем вспомнить регионам, что в послании Федеральному собранию президент дал регионам возможность списывать бюджетные кредиты при условии инвестиций средств в инфраструктуру. Кстати, по нашей информации, уже 24 субъекта хотя воспользоваться этой опцией как раз для решения лифтовой проблемы.
Также есть довольно успешные практики Алтайского края, Свердловской и Смоленской областей, применяющих механизм рассрочки при замене лифтов при капремонте. Они вполне могут быть тиражированы.
– Еще одна тема, которая всегда идет рука об руку с капремонтом, – это аварийное жилье. Ведь если дому не удалось вовремя продлить срок жизни, он становится непригодным для эксплуатации. В 2025 году мы ждем, что в России начнется новая программа ликвидации аварийного жилья. Понятна ли уже ее конструкция?
Напомню, программа расселения аварийного жилья начала действовать в России с 2008 года и несколько раз продлевалась. Всего в новые квартиры переехали более 1,8 миллиона человек из более чем 29 миллионов квадратных метров аварийного жилья, это масштаб города вроде Новосибирска или Тюмени, умноженного на два.
В рамках новой программы предлагается несколько изменений. В первую очередь граждан из различных групп предлагается уравнять в правах. Если раньше люди, живущие в аварийном доме по соцнайму, были лишены возможности приватизировать квартиру и получить за нее денежное возмещение, то теперь такое право у них будет.
– Однако, если внимательно посмотреть на информацию в интернете, то можно сделать вывод, что существует ряд опасений, не будут ли нарушены права части граждан в рамках новой инерции программы…
Напротив, самый важный тезис в новой программе будет как раз про то, что без помощи на равных условиях никто не останется. После принятия всех федеральных и региональных нормативных актов право на соответствующие возможности для проживания будут гарантированы всем, кроме случаев, когда у граждан есть иное жилье, в этом случае им гарантировано денежное возмещение.
– Тогда что еще меняется?
Кроме распространения права приватизировать жилье на людей, живущих сейчас в аварийных домах по соцнайму, мы предлагаем по-другому подойти и к понятию аварийности домов. Уже выпущены изменения в постановление правительства России №47 с новыми требованиями к порядку обследования аварийного жилья. Для домов в два этажа и ниже действует упрощенный порядок, не требующий инженерных расчетов: аварийным признается здание, где обследованы все несущие конструкции и более 50% из них находятся в аварийном состоянии. А вот для домов выше двух этажей требуется проведение обследования по действующему ГОСТу с заключением, подтвержденным соответствующими расчетами.
Это позволит нам решить две задачи. С одной стороны, так мы убираем из программы какие-либо сроки ее завершения - если помните, сначала расселению подлежали дома, признанные аварийными до 2011 года, потом до 2017 года. Теперь же, по сути, программу предлагаем сделать без ограничений по дате признания.
С другой стороны, с помощью более глубоких технических обследований мы сможем вернуть из списков потенциально непригодных для жизни те дома, которые еще можно привести в порядок с помощью текущего и капитального ремонта.
Вы слышали наверняка про ситуации со стороны ряда регионов, когда дома поспешно признавались аварийными в упрощенном порядке из-за протечек крыши и износа внутренних коммуникаций в расчете на федеральное финансирование. Поэтому те субъекты, кто рассчитывает на меры поддержки из федерального бюджета, должны будут предоставить все подтверждающие документы, включая заключение специализированной организации об обследовании дома.
Помимо этого, мы планируем изменить и подходы к предоставлению квартир в новых домах взамен расселенных. Для этого подготовлены поправки в Жилищный кодекс, закон о Фонде развития территорий и ряд других законов.
Ключевая мысль здесь: без помощи государства никто не останется, однако сама помощь должна быть ранжирована в зависимости от реальных потребностей людей. Если в аварийном доме находится ваша единственная квартира, то, естественно, вы получите сопоставимые возможности для проживания. Однако если речь идет не о вашей единственной жилой недвижимости, а об арендной квартире, на которой вы просто получаете дополнительный доход, то, разумеется, государство вправе более эффективно тратить свои средства. Мы хотим исключить ставшие частыми в последнее время ситуации, когда люди вкладываются сознательно в аварийные дома, чтобы бесплатно получить квартиры в новостройках.
– Получается, собственники не единственного жилья в аварийных домах в принципе могут в ходе новой программы утратить свое имущество?
Нет, не так. Им будет выплачена компенсация в размере оценочной стоимости, соответствующей доле земельного участка, находящегося под аварийным домом, за вычетом затрат на снос плюс убытки, связанные с изъятием, но не менее установленного субъектом для каждого муниципального образования размера. При этом важно учитывать, что такая стоимость не может превышать норматив стоимости квадратного метра, устанавливаемый Минстроем России.
– Разве показатель, утверждаемый Минстроем, соответствует рыночным ценам на новостройки?
Прежде всего, давайте не забывать, что жилье в аварийных домах – это непригодное для проживания жилье, подлежащее сносу, которое нельзя сравнивать даже с ветхими домами, подлежащими капремонту.
Кроме того, если брать не Москву, а ориентироваться на регионы, то цифры вполне бьются. Буквально пару недель назад я был в командировке в Омске: средняя цена Минстроя, утвержденная по субъекту, равна 107 тысячам рублей за квадратный метр, при этом застройщики продают новостройки по 130 тысяч рублей за "квадрат", а по программам переселения их ценник составляет 118 тысяч рублей с отделкой.
Согласно методике Минстроя России, нормативная стоимость квадратного метра формируется на данных Росстата о средних ценах на первичном и вторичном рынках жилья в субъектах РФ.
– Скажите, а о каком масштабе проблемы мы вообще сейчас говорим? Сколько в России сегодня аварийного жилья?
Процесс технических обследований по новым правилам пока не запущен, поэтому я могу озвучить только цифру, которая была известна ранее: более 23 миллионов квадратных метров по всей стране. И ежегодно эта цифра увеличивается на 2,5-3 миллиона "квадратов". Чтобы вы понимали, если ничего не менять в подходах к программе, то нам нужно найти где-то 2,5 триллиона рублей, в условиях ограниченных ресурсов это довольно сложная задача.
– А сколько денег реально сейчас есть на аварийное жилье?
В рамках федерального проекта "Жилье" национального проекта "Инфраструктура для жизни" на расселение аварийных домов до 2030 года предусматривается 550 миллиардов рублей, в том числе 330 миллиардов рублей федеральные средства. На них мы планируем расселить около 6,2 миллиона квадратных метров аварийных домов, состояние которых не терпит ожидания. Всего в новое квартиры должно переехать 344 тысячи человек.
– Какой планируется пропорция софинансирования со стороны федерации и со стороны субъектов в новой программе?
Запланировано 330 миллиардов рублей федеральных средств и 220 миллиардов региональных, то есть пропорция 60 на 40 в среднем по стране, но регионы с лучшими показателями бюджетной обеспеченности будут получать меньшую долю федерального софинансирования, а регионы с худшими показателями - большую долю.
– Когда принималось законодательство о комплексном развитии территорий, то много говорилось о том, что оно позволит привлекать в расселение аварийного жилья внебюджетные деньги. Остаются ли надежды, что удастся найти инвесторов?
Такие ожидания у нас есть в отношении проектов КРТ в столицах регионов. На уровне команды фонда у нас есть гипотеза, что центр любого субъекта федерации при хорошей проработке проектов способен финансировать расселение аварийного жилья "в ноль" и даже с прибылью.
В настоящее время мы ведем пилотные проекты в Рязани и Смоленске, где мы выступаем как раз в роли оператора в рамках комплексного развития территорий и где у нас стоит задача расселить аварийное и непригодное для проживания жилье и протестировать это предположение.
– Вы занимаетесь проектами КРТ как застройщик только в качестве пилотов? Помнится, раньше обсуждалась возможность появления собственного полноценного девелопера внутри ФРТ?
Да, мы видим здесь в первую очередь свои задачи как института развития. Всего в России карта проектов комплексного развития территорий насчитывает более 1,3 тысячи проектов на более чем 30 тысячах гектаров земли. Мы ведем учет этих проектов, получаем от субъектов обратную связь – какие инструменты работают, какие нет. А вот в Смоленске и Рязани мы хотим сами пройти полный цикл и полученный финансовый результат реинвестировать в регион, направив деньги на дальнейшее расселение аварийного и непригодного для проживания жилья. Когда это случится, примерно через три года, мы сможем уже на основе экспериментальных данных планировать, как тиражировать подобные проекты и улучшать жилищные условия граждан в столицах регионов без привлечения федерального и регионального финансирования.
– Еще одно важное направление работы ФРТ — это помощь в восстановлении инфраструктуры новых регионов России. Что удалось сделать в 2024 году?
Напомню, в прошлом году новые регионы впервые получили доступ к механизму специальных казначейских кредитов – заемным средствам федерального бюджета на 15 лет по ставке 3% годовых. Мы являемся оператором этих денег и осуществляем организационную поддержку всех субъектов. На данные средства были созданы схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на всех четырех субъектах. Ранее подобных документов в принципе не существовало. После создания схем стало возможным спланировать мероприятия по ремонту и модернизации имеющихся коммунальных объектов, а также строительству новых. Все эти мероприятия были ранжированы в соответствие с износом сетей, составив, по сути, программу капитальных вложения в текущие и капитальные ремонты.
Кроме того, Фонд развития территорий является руководителем подпрограмм развития жилищно-коммунального хозяйства внутри программ социально-экономического развития новых регионов. Их основная цель – повысить качество коммунальных услуг для населения четырех субъектов, выведя уровень ЖКХ там к 2030 году к среднероссийских показателям. В рамках этой задачи мы продолжаем заниматься восстановлением разрушенной коммунальной инфраструктуры в городах с существенными повреждениями сетей вроде Мариуполя, Северодонецка, Лисичанска.
Также мы помогаем субъектам организовать работу ресурсоснабжающих организаций по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Дело в том, что в новых субъектах решено создавать по две единых РСО – одну по теплу, другую по воде, и мы обеспечиваем поддержку им в плане организации учета, создания организационной структуры, алгоритмов реагирования на инциденты, регламентов работы и программ капитальных вложений.
Еще одна наша задача – это запуск единых управляющих компаний для многоквартирного жилого фонда. Вы же наверняка слышали многочисленные жалобы на работу мелких УК? Так вот, в новых регионах их не будет. Здесь мы помогаем субъектам создать изначально крупные структуры, способные обеспечить работу единого расчетного центра, управлять жильем, а также заниматься не только текущим, но и капитальным ремонтом. Поэтому в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях никто не будет заниматься перебрасыванием ответственности между текущим и капитальным ремонтом. Свою деятельность единые УК должны начать с 1 января 2025 года, а с 1 апреля следующего года жители новых регионов будут получать единые платежки.
– В этих платежках будет взнос за капремонт?
На первом этапе нет. Капремонт жилья в новых субъектах сначала будет проводиться за счет федеральных средств, кстати, тоже через ФРТ. Поэтому регионами уже сформированы адресные программы капитального ремонта многоквартирного жилья на период 2024-2026 годов. Всего в четырех регионах они охватят 739 домов общей площадью более 3,5 миллиона квадратных метров, в которых проживает более 108 тысяч человек.
– Пожалуй, единственная не затронутая нами сфера деятельности Фонда развития территорий в новых субъектах – это управление свободными экономическими зонами, созданными в каждом из регионов. Как идет процесс привлечения в них новых резидентов?
Как вы, возможно, знаете, прошлым летом мы запустили инвестиционный портал для потенциальных резидентов СЭЗ. Сегодня суммарно на нем зарегистрировано уже более 900 пользователей. Это говорит об интересе инвесторов. Они вступают с нами в диалог, интересуются деталями работы.
– А сколько договоров заключено с участниками свободных экономических зон?
Более 200, а общий объем обещаемых ими вложений в экономику новых регионов превышает 105 миллиардов рублей. Текущие резиденты СЭЗ планируют создать свыше 16 тысяч новых рабочих мест, а в инвестиционных проектах будут задействованы 78 тысяч рабочих мест, и речь не о каких-то пустых лозунгах.
– В каких сферах прежде всего заинтересованы инвесторы?
Совершенно разные: металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля, даже жилищное строительство. Более того, могу сказать, что мы встречаем людей с очень высоким уровнем менеджмента и управленческих компетенций. В пример могу привести завод запорной арматуры "Маршал" в Луганске. На производстве стоят роботы, а собственник буквально каждую копейку вкладывает в дальнейшее развитие предприятия и использует все меры поддержки, которые предлагает министерство промышленности Луганской Народной Республики. Как итог – выручка компании постоянно растет.
– На фоне высокой ключевой ставки бизнесу стало сложнее использовать банковские кредиты для развития. Есть ли отдельные меры помощи для резидентов СЭЗ в новых регионах?
Да, для наших свободных экономических зон как раз сейчас запускается инструмент льготного кредитования, в рамках которого банкам будут субсидироваться недополученные процентные доходы. По нашим планам, можно будет субсидировать до 10 процентных пунктов к рыночной ставке, то есть резиденты смогут рассчитывать на финансирование по стоимости 14-15% годовых. Все необходимые решения на правительственном уровне уже приняты, сейчас запускаем взаимодействие с банками. На текущий момент уже заключены соглашения с тремя банками. На субсидирование процентных ставок в 2024-2025 годах планируется предусмотреть 1,1 миллиарда рублей, из них в 2024 году – 100 миллионов рублей. Фонд является оператором программы.
– Как много застройщиков работает в рамках СЭЗ?
Шестнадцать компаний, которые построят 418 тысяч квадратных метров. В ДНР уже порядка 140 тысяч квадратных метров возводится таким образом, в ЛНР - 278 тысяч квадратных метров.