Облик города будущего: бренд, команда и план стратегического развития

Тип: статья

Как раз для повышения качества жизни горожан, улучшения экономического потенциала муниципальных образований, городской инфраструктуры и социально-культурной ситуации государственная корпорация развития и главный институт развития страны ВЭБ.РФ держит в фокусе более 500 городов России и предлагает различные инструменты и механизмы для их преображения.

В рамках специального проекта #Будущее_городов, разработанного редакцией МУНИЦИПАЛИТЕТЫ.РФ совместно с Национальным центром «Россия», вместе с главным управляющим партнером по городскому развитию ВЭБ.РФ Ириной Макиевой обсудили важность формирования брендов муниципалитетов и развития навыков управленческих команд, которые позволят им воплотить в жизнь амбициозное представление о собственном будущем. 

Город будущего – город счастливого человека

Hа Симпозиуме «Создавая будущее», который прошел в Национальном центре «Россия» с 4 по 6 ноября, в рамках дискуссии о развитии урбанистики все эксперты сошлись во мнении, что города будущего в первую очередь должны быть городами для людей и про людей.

И мне самой очень близка эта мысль. Несколько лет назад ВЭБ.РФ вместе с WBC Media сделали цикл интервью с мэрами (ток-шоу «Городское развитие»). У каждого из них мы спрашивали: «Что самое главное должно быть в городе, чтобы люди оставались в нем жить?». Все «рецепты» начинались с дорог, социальных объектов и ЖКХ, а заканчивались главным «ингредиентом» — люди будут жить там, где они счастливы. 

Но тогда какими должны быть города? На этот вопрос трудно дать однозначный и простой ответ, потому что все они, как и люди – разные. Некоторые жители мегаполисов уезжают в города поменьше: там тише, чище, больше зелени, меньше суеты. Другим людям, наоборот, не сидится на месте: у них много сил, мыслей, амбиций. Они более комфортно чувствуют себя в Москве или Казани, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде.

Поэтому, на мой взгляд, город будущего должен подстраиваться под запросы разных групп жителей. Мне, в этом смысле, нравится концепция «Восемь – восемьдесят», предложенная канадским урбанистом Гилом Пеньялосой. Он считает, что сейчас города развиваются, ориентируясь на активное население среднего возраста. Поэтому особенно актуально проводить те преобразования, реализовывать те проекты и решения, которыми безопасно и комфортно смогут воспользоваться и восьмилетний ребенок, и его восьмидесятилетний дедушка. При этом не менее важно сохранять уникальность и самобытность наших мест, которые и делают Россию такой многообразной и по-своему совершенной. 

Компетенции муниципальных команд для формирования городов будущего

Безусловный тренд последних лет – роботизация и использование искусственного интеллекта. Уверена, что эта тема будет стремительно развиваться и городам будущего без инноваций не обойтись. Новые технологии уже активно используются в городском управлении: цифровые двойники городов, большие данные, интернет вещей и многое другое. Роль таких инструментов будет усиливаться. Поэтому абсолютно всем муниципальным командам нужно идти в ногу со временем, постоянно развиваться и совершенствоваться. Проще говоря, интересоваться инновационными подходами и новыми городскими практиками, не бояться внедрять их на своих территориях. 

С другой стороны, работа в муниципалитете – это не только решение текущих административных задач, но и постоянный контакт с жителями. И тут на первый план выходит умение работать в команде и правильно выстраивать коммуникацию с людьми. Это компетенция, которую важно сохранить и развивать, потому что она останется актуальна и в будущем.  

Именно поэтому я уверена, что роботы и программы никогда не заменят человека. Только реальные люди: мэр, его профессиональная команда и неравнодушные жители – могут быть «двигателем» всех городских преобразований. А ИИ, инновации и новые технологические решения – это хорошие инструменты, которые им помогут.

Как строить счастливые города

Если говорить о том, как же конструировать города будущего, то здесь нужно обратить внимание на два направления, которые сейчас, по моему мнению, играют важную роль.

Во-первых, это, конечно, мастер-планы. Сейчас они формируются для 200 городов. Скорость их разработки и реализации будет зависеть от множества факторов. Например, есть ли у муниципалитетов понимание, как должна развиваться территория? Поддерживают ли эту концепцию жители? Сформирована ли профессиональная управленческая команда: специалисты, архитекторы, инженеры, которые позволят воплотить идеи в жизнь?

Если на все вопросы ответ: «Да», то следующий шаг – понять, где искать источники финансирования для запуска программ, проектов и мероприятий, заложенных в мастер-плане. 

Во-вторых, это, разрабатываемые сейчас программы развития для двух тысяч населенных пунктов, которые определили как опорные. Понятно, что пока не идет речь о формировании мастер-планов для каждого из них, но тем не менее стоит как можно раньше начать погружать муниципальные команды в подготовку таких документов. Кроме того, необходимо подумать где и как находить ресурсы для запуска будущих объектов, проведения мероприятий и пр. 

И тут важную роль могут сыграть институты развития, в том числе ВЭБ.РФ. У нас есть не только возвратное финансирование для инвестиционных проектов, но и программы, которые помогают городам лучше анализировать себя и свои перспективы. 

Например, разработана уникальная аналитическая система – Индекс качества жизни, который позволяет увидеть, где у муниципалитетов есть потенциал для развития. Сейчас он рассчитан для 218 городов России по более чем 300 показателям. И база постоянно пополняется. На основе Индекса была запущена единая платформа городской аналитики «ГОРОДА.РФ», где можно ознакомиться с лучшими практиками, изучить и сравнить свой город с любым другим. 

«5 шагов для городов» – это программа ВЭБ.РФ про быстрые победы и небольшие, но важные изменения в городах. По сути, набор несложных для реализации проектов: обновление подъездов жилых домов, создание «карманных» парков, инклюзивных площадок, организация событийных мероприятий и многое другое. 

Но главное – это, конечно же, наши образовательные программы. Мы уже обучили управленческие команды более 300 моногородов, 100 крупнейших городов и более 200 городов с наилучшим туристическим потенциалом. И в каждой программе обязательно был блок, посвященный формированию уникального образа территории. Потому что если идея «про что» наш город будет несоответствовать его же главному документу развития, мастер-плану, то ничего хорошего не получится.

3 шага: соединение прошлого и будущего города для формирования уникального образа 

У каждого города существует собственное представление о счастье и своем будущем. Например, у Якутска есть амбиции стать IT-столицей России, у Мурманска – столицей Арктики, у Петропавловска-Камчатского – центром экологических компетенций и т.д. Ту же самую Тюмень мы воспринимаем как большой нефтегазовый центр, но при этом сами жители хотят видеть свой город столицей креативных индустрий. А это приводит нас к необходимости актуализировать то, как муниципалитет себя позиционирует или формированию нового бренда территории. 

Я бы остановилась на трех шагах, которые, по моей экспертной оценке, помогут городам справиться с этой задачей. 

Первый — все идеи необходимо обсудить с жителями. Город «живет и работает», прежде всего, для людей, поэтому важно, чтобы новые смыслы не противоречили их представлению о нем. Необходимо как можно раньше начать вести диалог, узнавать, как сами жители «чувствуют» свою малую родину.

Второй шаг — изучить историю. После того, как возникнет определенная палитра мнений горожан, важно обратиться к истокам, к тому, чем славится ваша территория. Например, Орел в 2021 году получил звание «Литературной столицы России». Но для того, чтобы жители нашей страны массово начали его так воспринимать, одного этого факта недостаточно. Это большая, кропотливая работа с людьми и вопрос не одного дня. Город вновь и вновь должен будет предлагать что-то особенное и запоминающееся, чтобы подтвердить этот статус. Кроме того, существуют и другие территории, у которых заложена хорошая база, чтобы побороться за это звание. В Менделеевске в последние несколько лет проходят масштабные литературные фестивали и мероприятия, например, «Пастернаковские чтения».

Третий шаг — подготовить план развития на 10-15-20 лет с учетом той концепции бренда территории, которая была выбрана управленческой командой и жителями. Это позволит муниципалитету одновременно идти в ногу со временем и стратегически продвигать, улучшать, а главное реализовывать планы по созданию города будущего.

Подводя итог, еще раз скажу о важном. Профессиональная команда городских управленцев, неравнодушные и вовлеченные в процессы изменений местные жители, а также разработанный ими, вдохновляющий и амбициозный план развития города – это залог того, что любой город станет местом, где люди захотят жить и работать, и о котором будут с гордостью говорить: «Это мой город, я здесь живу!». 

Макиева Ирина Владимировна- главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ https://муниципалитеты.рф/