Государственная Дума готовится отметить трехлетие с даты внесения на рассмотрение нижней палаты федерального законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Документ впервые представили 16 декабря 2021 года, и вот на 17 декабря 2024 года бумага вновь включена в календарь рассмотрения вопросов. Все застопорилось на втором чтении. Как признался автор инициативы Павел Крашенинников, «муниципалитеты опасаются нововведений», а число поправок уже подобралось к тысяче.
Тем не менее, регионы сами подгоняют местное законодательство под принципы еще непринятого федерального законопроекта – внедряют одноуровневую систему и укрупняют муниципальные образования, ликвидируют отдельные органы власти в сельских поселениях. И тут все логично, даже на уровне обывателя – чем масштабнее единица, тем существеннее совокупный бюджет. Однако есть нюанс – при таком подходе абсолютные доходы местной казны увеличиваются несущественно. И та сумма, которая раньше тратилась на относительно сытый округ, приходится распределять теперь и на новые территории, как правило, на момент присоединения, прибывающие не в самом цветущем состоянии. Если упростить эту модель до примитивной, то выходит, что богатые теряют, а надежды бедных на сиюминутное развитие «в один рывок» не оправдываются. Управляющие органы укрупненных МСУ оказываются в положении, когда обязательств у них прибавляется, равно как жалоб, а за ними и предписаний надзорные органов, которые не обязаны вникать в финансовые проблемы отдельных глав.
Играет роль и политический момент. При зависимости власти от мнения электората упор зачастую делается на те участки, где зарегистрировано больше избирателей. Соответственно, чиновники считают наиболее эффективным «умаслить» территории, дающие существенное число лояльных голосов. Одна новая дорога или отремонтированная поликлиника в локальном, но при том густонаселенном микрорайоне-тысячнике, дает рейтинг весомее, чем аналогичный объект в отдаленном поселке на полсотни жителей.
Один из последних довольно громких скандалов, связанных с объединением муниципалитетов, случился в минувшем октябре в одном из регионов ЦФО. Лоббисты давили на то, что укрупненный бюджет позволит развивать территорию равномерно. Однако возник вопрос физического доступа населения к обновленной администрации. Дорога до новой мэрии, пролегающая через пробки, по подсчетам граждан, заняла бы у них более часа. А проблемы с очередями, например, в медучреждения, по мнению местных жителей, только усугубились бы. Обсуждение закончилось склокой, тем не менее, не помешавшей депутатам принять решение о синергии.
В принципе, стоит признать, что доводы федеральных парламентариев, настаивающих на повсеместной реформе, довольно логичны. И разбиваются лишь о скепсис, связанный с реализацией изменений. Главный враг любой утопии – реальность и предшествующий опыт. А чтобы нивелировать возражения, властям, в первую очередь региональным и муниципальным, необходимо каким-то чудесным образом в максимально сжатые сроки на практике продемонстрировать гражданам все прикладные прелести укрупнений.